Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШЕВЧЕНКО И ГРИНЧЕНКО



Т.Г.Шевченко и Б.Д.Грінченко - два великаны украинской культуры и духовности, которых мы сегодня по праву можем поставить рядом. Они жили в разные годы, но имели много общего, потому что оба были носителями украинской идеи, большими працелюбами, - примером сознательных украинцев.

Поэтическое творчество и Шевченко, и Гринченко дала украинскому народу понимание его судьбы, потребностей и задач перед будущим - с точки зрения общечеловеческой истории и борьбы, общечеловеческих завоеваний разума и духа, с высоты самых передовых идеалов и представлений своего времени. Дав человечеству лучше с украинского, они одновременно дали "украинцам лучше с всечеловеческого". [1,с.45].

Основная тема лирических размышлений Шевченко на исторические темы - судьба Украины, что выражается в поэтических образах свободы, славы, правды, могилы. Лирический герой Шевченко осмысливает историю Украины на срезе прошлого и тяжкого, бесславного современного. Его дума проникается большим болью по утраченной волей: Не вернется воля, / Не возвратятся запорожцы, / Не встанут гетманы, / Не покроют Украину / Красные жупаны! / ("К Основьяненко").

Прошлое Украины в Шевченко и в Гринченко противопоставляется тяжелом современному положению народа. Вспоминая былые события в поэме "Тарасова ночь", Шевченко прежде всего подчеркивает борьбу народа за свободу, выражает тоску по поводу того, что где-то девалась судьба-воля. Тема исторической памяти всегда присутствует в поэзии Шевченко. Об этом свидетельствуют поэмы "Гайдамаки", "Гамалия".

Большинство поэм Б. Гринченко "Смерть атаманова", "Лесь, преславный гайдамака" также посвящены незабываемым событиям украинской истории и имеют героико-патриотическое звучание. В историческом аспекте образ Украины предстал перед Шевченко и Гринченко прежде всего как символ борьбы за национальную независимость.[2,с.27].

Так уж издавна велось в народе, что лучшего по натуре парня величали казаком, ибо где казак, там и слава и доблесть. А потому Украина и в творчестве Шевченко, и в творчестве Гринченко - это прежде всего свободолюбивый народ, героическая освободительная борьба, душевная красота поборников свободы. Такими предстают и Ярема из поэмы Шевченко "Гайдамаки", и Лесь из поэмы Гринченко "Лесь, преславный гайдамака". Они впервые в литературе на полный голос заявили о величие, красоту народной любви к отчизне как символы свободолюбия". [3,c.27]. Пылкая любовь к своему народу, жертвенность во имя лучшего будущего, человеческая порядочность, душевная чуткость - вот составляющие концепции положительного героя в творчестве Б. Гринченко.

Выразительное романтическое направление имеют поэма Б. Гринченко "Смерть атаманова" и поэма Шевченко "Гамалия". И старый атаман и Гамалия - это яркие, сильные и героические натуры. Они наделены сверхъестественной силой. Эта гиперболизация берет свое начало от фольклора. Так рисовал народ своих героев в легендах, песнях, думах, такими видели своих мужественных предков Шевченко и Гринченко.

За действия и поступки своих героев поэты передают свою любовь: Свою Украину любите, / Любите ее... Во время лютое, / В последнюю тяжкую минуту, За нее Господа молите/. Как высший завет звучат эти слова Великого Кобзаря, с ним же перекликается и Бы. Гринченко: Но я отдал бы все на этом свете / За возможность умереть за свой родной край. /

Шевченко и Гринченко создали идеал человека, в который вложили все то лучшее, что создал народ в понимании свойств человеческой личности и ее назначения.

Неживой А. И. Для родного слова.- Луганск, 1994.- 92 с.

Шубравський В. С. Уроки Шевченкового милосердия // УМЛШ.- 1991.- №3.

Скоцией А. "Эпоха романтического национализма" в творчестве Тараса Шевченко // Дивослово.- 1995.- №3.- С. 25-29.