Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Борис Гринченко в контексте украинской критической мысли конца XIX века - начала ХХІ века



Сегодня мы можем, не боясь любой шовинистической идеологии, оценить творчество Бориса Гринченко объективно.

Единственными, кто ценил и высоко возносил его творчество, его энергичную работу на ниве украинской народности при жизни, были и. Франко и м. Драгоманов. Позже, после смерти писателя, з'вляються еще несколько фамилий - І.Білоусов, О.Косач-Драгоманова, М.Чернявський, Коваленко, С.ефремов, М.Плевако, Л.Смілянський. Однако не все они однозначно положительно оценивали собственно гуманистические, литературные поиски писателя.

М.Плевако в обзоре жизни и творчества Б.гринченко, С.ефремов в «Истории украинской литературы» рассматривают писателя как традиционного бытописателя, представителя этнографического реализма, эстетические новации которого не пошли дальше создания дидактических либерально-народнических романов, националистических агиток, скажет позже В.Коряк в «Очерке истории украинской литературы», и не составляют собственно художественного прогресса как в его личной эволюции, так и в эволюции всей прозы второй половины XIX века, как справедливо отмечала Л.Гаєвська в своей статье «Борис Гринченко и художественная эволюция украинской прозы». Она также указывала на то, что Л.Смілянський назвал Гринченко эпигоном Марка Вовчка, а Коряк даже поставил его на грани между писателем и графоманом. Н.Калениченко в своих взглядах на Гринченко ближе к Франко и М.Драгоманова чем критиков 30-х годов, потому что отводит ему «заметное место» среди прозаиков 80-90-х годов.

Суеверность относительно необъективного подхода к творчеству Гринченко существует и в критике 80-90-х годов. Ученый А.Погрібний высказал свое непредвзятое отношение при анализе творческого наследия писателя, изучая ее на протяжении нескольких десятилетий.

Большой перерыв в изучении творчества Гринченко от 30 до 60-х годов не прошла зря. Пройдет еще двадцать лет, прежде чем имя великого писателя, педагога, этнографа полностью будет возвращено в литературный процесс. Только в 80-90-х годах ХХ века появляются новые исследования Л.Гаєвської, І.Денисюка, Н.Левчика, С.Процюка, В.Яременка, И.пильгук, которые пытаются расширить представление нашего народа о ценности культурного наследия Гринченко, который все еще остается малоизученным.

Приятно, что в журналах последних лет ХХ века хоть редко, но появляются новые статьи о Борисе Гринченко. Журнал «Свет» за 1998 год решил вспомнить статью с. ефремова «Живой памятник. Памяти Бориса Гринченко». Статья посвящена лучшим качествам такой искренней души, которой был б. гринченко, его незатухающей энергичности относительно внедрения родного языка в Украине.

С развитием психоанализа в литературе, появились новые аспекты исследования произведений Бориса Гринченко, которые пытаются реализовать современные литературоведы. Сколько еще таинственного и неизвестного таят в себе произведения этого писателя.

Анализ критической мысли целого века ясно показал нам, как изменилось отношение как к самому Гринченко, так и к его наследию. Как оценивалась его деятельность в конце XIX века, и какое значение она имеет для нас сейчас. Появились первые мысли по поводу того, литературно - критический анализ мы будем внедрять в ХХІ веке относительно расшифровки текстов Бориса Гринченко, которые еще полностью не изучены.