Анализируя експресіоністичні черты в творчестве Франка, стоит принимать во внимание произведения, появившиеся на рубеже ХІХ - ХХ веков и в первом десятилетии ХХ в., однако не вся проза этого периода имеет ярко выраженные експресіоністичні черты. Скорее те произведения, которые Франко давал к печати в немецкий журнал "Die Zeit", более обозначены експресіоністичним влиянием, чем те, которые там не печатались. 4 февраля 1902 года редакция "Die Zeit" обратилась к Франко с письмом, в котором просила сократить рассказ "Der Dorn im Fusse", eine Erzaehlung aus dem Huzulenleben: "Вашу новелю "Терен в ноге" мы прочитали с большим интересом. Она нам очень понравилась и мы видим в ней красивый пример украинского родного искусства. Однако мы осміляємось спросить Вас, не были бы Вы готовы сократить новеллу в нескольких местах, исключительно сами описания. По нашему мнению, острее указания акции не только бы подняло бы художественное впечатление рассказы, но и сделало бы его для печати у нас далеко догіднішим..."[5, т.6, c. 96] Эти же пожелания непосредственно повлияли на Франко и его стиль, а, чувствуя время и его потребности, автор менялся в своем творчестве вместе со временем. Експресіоністичні черты находим в романе "Перекрестные тропы" (образ сумасшедшего сторожа Барана, смерть детей в селе Бабинцы, сон Евгения Рафаловича, фантасмагорическое видение Регины), в рассказе "Терен в ноге" (образ загадочного потопленика), в "Большом шуме" (образ кровавого глаза, что наводит ужас на господина Субботу, описание брачной ночи госпожа Жени), в новелле "На работе", "Новообращенному грешнику" (образ Василия Пивторака), в "Панталасі" (образ немого крика, ключника Спорыша, малого Прокопа и сама эстетика повествования) , в рассказе "Как Юра Шикманюк бровей Черемош" (образ Черного и Белого, состояния души Юры и Мошка) и др.
Стоит обратить внимание на стилевые константы експресіоністичних образов Франко, это:
уединение, отрешенность от других людей (Баран, Регина, Юра Шикманюк);
использование символических фигур (Панталаха, загадочный утопленник, утоплена женщина Барана, образ Кровавого глаза) и диалоги-монологи с ними;
галерея лиц в фантасмагорических видениях (в "Перекрестных тропах" Регина видит Євгенієве лицо, лицо тети, Ориськи, опять тетки; в "Большом шуме" господин Суббота проходит через похожую галерею: Кость Дум'як, община "збунтована против него темными духами", дочь Женя, председатель господина Годієри);
душевные муки;
напряженность в построении произведения и его образной структуре;
материализация видений, снов, воспоминаний, образов, вплоть до физического ощущения;
изображение боли, страдания и смерти;
Нельзя выдвигать категоричные суждения и давать однозначные оценки по экспрессионизма в творчестве Франка. Экспрессионизм - это только элемент в структуре идейно-эстетической доктрины писателя, по своей значимости равноправный с другими элементами: реализмом, романтизмом, импрессионизмом, натурализмом и т.д. Исследования, которые проводились в советское время, трактовали Ивана Франко как представителя критического реализма. Но все направления в литературе, которые проявляются в его творчестве, должны стать предметом анализа теоретических исследований.
Голод Г. Натурализм в творчестве Ивана Франко: к вопросу об особенностях творческого метода Каменщика.- Ивано-Франковск, 2000.
Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили.- К., 1985.
Савченко С. Экспрессионизм и экспрессионисты. Литература, искусство, музыка современной Германии.- К., 1929.
Салыга Т. Императив (Литературоведческие статьи, критика, публицистика).- Львов, 1997.
Франко И. Собр. сочинений: В 30 т.- Нью-Йорк, 1959.
Франко И. Собр. произведений: В 50 т.- К., 1978.
Черненко Александра. Экспрессионизм в творчестве Василия Стефаника.- Современность, 1989.
|
|