Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Тема несчастной любви в лирике к. XIX - п. ХХ ст. (на материале творчества И. Франка, П. Карманского, Бы. Лепкого, М. Вороного)



Цель работы - выяснить особенности разработки темы несчастной любви поэтами к. XIX - п. ХХ ст. (И. франко "Увядшие листья", П.карманский "Из папки самоубийцы", Б.Лепкий - цикл "Весной", М.Вороний - цикл "За вратами рая").

Несчастная любовь является причиной грусти лирического субъекта, страдания могут привести к самоубийству. Именно такого лирического субъекта - самоубийца видим в Франковом "Увядшем листе" и сборнике Карманского "Из папки самоубийцы". "Лирическую драму" Франко вслед за многими исследователями (Б.Рубчак, Т.Гундорова) относим к проявлениям модернизма.

Несмотря на сходство лирических сюжетов, некоторых мотивов и образов находим ряд отличий в разработке темы утраченной любви. В Карманского лирический субъект предстает уже с самого начала готовым к самоубийству, и к неудаче в любви было "игом", "тяжелым лемехом". Отчаяние, чувство обреченности и глубокого сумму является господствующим настоем сборки. О.Білецький усматривает в этом попытку следовать примеру своих предшественников: "в настоящей трагедии мы не чувствуем в героя, который слишком сознательно играет чужую, вичитану из книги роль" [1, 24]. Лирический герой Лепкого хотя и не является самоубийцей, однако также испытывает "черный", "смертельный" сумм. В Франко диапазон чувств, что переживает лирический субъект, намного шире.

Наблюдаем разное отношение к любимой. У Франка лирический субъект сначала восхищается ею, идеализирует ее, а потом - возмущение, предостережения. "Не смотри свысока..." и даже понимание того, что любит он только "свою мечту".

Карманский, наоборот, никогда не вкладывает в уста своему лирическому субъекту осуждение или проклятие, любимая остается идеалом, чистой Мадонной. В Вороного лирический субъект приходит к "выздоровлению" через осознание того, что любит идеальный образ.

Характерной чертой лирического субъекта Карманского есть отрыв от внешнего мира, в отличие от Франка, Вороного, Лепкого, лирический субъект почти совсем не воспринимает окружающего мира, он остается уколе собственных страданий. В Вороного и Лепкого влюбленные могут воспринимать окружающий мир, а Франко намекает на определенную общественную целостность своего лирического субъекта.

Испытав все реальные и ирреальные способы избавиться от страданий, лирический субъект Франко осознает, что единственное, что остается, - это смерть. Поняв это, он сразу переходит к осуществлению своего решения. В Карманского лирический субъект с самого начала говорит о смерти, но в последний момент начинает колебаться, чувствует слабость. По совам М.Євшана, появляется ощущение замкнутости, искусственности [2].

Несмотря на многократное тиражирование темы несчастной любви украинскими поэтами к. XIX - п. ХХ ст., можем говорить о вполне оригинальные и самостоятельные разработки этой темы.

Белецкий А.И. Двадцать лет новой украинской лирики // Белецкий А.И. Литературно-критические статьи.- К.: Днепр, 1990.

Евшан М. Петр Карманский // М.Євшан. Критика. литературоведение. Эстетика.- К.: Основа, 1998.- С. 175-180.