Статья
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Проблема смерти и ее экзистенциальное осмысление в новелле М. Коцюбинского "Что записано в книгу жизни"
Проблема смерти всегда была и остается актуальной, поскольку затрагивает сокровенного - бытия человека. История фиксирует изменения в отношении к ней: от античной уважения к средневековому пренебрежение и ренессансной почтительности, а позже и к пониманию, что "смерти не надо бояться"(6,5). Сегодня это выражается сосуществованием двух принципиально разных взглядов: материалистического и религиозно-идеалистического(5,42). Представителями различных философских направлений смерть воспринимается в принципиально разных тональностях: от радости перед вхождением в иной, лучший мир в страхе перед вечными пытками или небытием или к апатичной равнодушия к смерти и жизни одновременно. Для экзистенциализма - ірраціоналістичного направления в современной философии(8,755) - характерными являются "ощущение пустоты и беспокойства, постоянное осознание неотвратимости смерти"(3,28). В классическом варианте он "тяготеет к трагическому направления человеческого бытия"(5,10).
В новелле М. Коцюбинского "Что записано в книгу жизни" смерть является стержневым понятием. Она постигается как оксюморонний парадокс: в книгу жизни записывается смерть, чем подчеркивается ее неотвратимость. Трагическое звучание произведения, переданное натуралистически-экспрессивными описаниями тела старой женщины: "ясное, где были когда зубы", "зсохлі, запавшие внутрь губы"(4,174). Причиной трагизма является сама ситуация: "жизнь виїло силу из нее и, как кожура с картофеля, бросило в угол. А душа крепко вцепилась за ту шабатурку и не хочет ее покинут"(4,174). Зато голод заставляет человека думать о смерти, чтобы спасти своих родных. Но, кроме личной трагедии старой женщины, возникает трагедия сыновнего выбора между любовью к матери и желанием выжить самому и спасти семью от голода. Этот вынужденный выбор ставит человека в позицию фактического убийцы, который, осознавая свой грех, оправдывается: "Вся земля в грехе. Разве его голод не грехи сытых?"(4,176).
Последняя просьба матери не резать зозулястої курицы, в которую, как ей кажется, "перевоплощается ее душа"(1,82), выражает идею бессмертия (хотя бы символического). И желание жить в этом мире все же не исчезает: "надо же было одвозить... Послушал, сама захотела, а могло бы быть иначе. Могло бы быть..."(4,181). Этот рефрен выражает невыразимую тоску, сожаление по прошлому, потайную мечту изменить все к лучшему. Ощущение пустоты, "темное и полохливе" - то тем временем заполняет сыновнюю душу. И именно в "пограничной" ситуации пробивается истинная сущность сына: "хотел рассказать целую жизнь, все свои обиды... на тех твердых руках, что скоро перед богом свидетельствовать будут"(4,180). Архетипическое восприятие матери как защитника и мудрого утешителя уже взрослым сыном добавляет щемяще-лирической нотки в общее трагическое звучание произведения. Мысль о раскрытии истинной сути человека "перед лицом смерти"(7,460), характерная для экзистенциального мышления, подчеркивает духовную незрелость сына, который еще очень нуждается в матери. В конце концов сын возвращает "обратно, по бабу"(4,182), как будто христианская любовь побеждает бешеный голод. И найдет ли он ее живой? Последняя фраза произведения доказывает, что это возвращение не основывается на духовном просветлении сына, ведь он возвращает обратно "по бабу", не "по матери". Так был сделан выбор, что нарушил заповедь: "Почитай отца и мать твою".
Итак, смерть в новелле сопровождается екзистенціалами тоски, страдания, боли, отчаяния. Тезис "старое должно умирать, молодое жить"(4,177) добавляет оттенок жестокости. Раскрытие истинной скрытой сущности человека происходит в "пограничной" ситуации, перед лицом смерти близкого человека - матери. Название новеллы указывает на диалектику жизни (бессмертие) и смерти, антиномічність которых заметнее стремление живого к жизни и невозможности реализации этого. Общее звучание произведения можно охарактеризовать как сугубо трагедийное, что не характерно для большинства произведений М. Коцюбинского и является типичным признаком классического экзистенциального мировосприятия (в отличие от "оптимистического" экзистенциализма, который, правда, признается не всеми исследователями).
Белоцерковец Н. Тени забытых предков. Любовь и смерть Михаила Коцюбинского // Современность.- 1994.- №1.- С. 76-82.
Вишев И. В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие.- Челябинск, 1997.-172 с.
Коссак Ежи. Экзистенциализм в философии и литературе.- М.:Изд-во полит. литературы,1980.- 360 с.
Коцюбинский М. Произведения: В 2-х т.- Т.2.- К.: Наук. думка, 1988.- 496 с.
Михайловская Н. Трагические оптимисты. Экзистенциальное философствования в украинской литературе ХІХ - первой половины ХХ ст.- Львов: Мир, 1998.- 212 с.
Прусова М. О. Проблема смерти в русской поэзии первой половины XIX ст.// Автореф. дис. на соискание науч. степени канд. филологических наук.- Симферополь, 2001.- 20 с.
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974.- 509 с.
Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 816 с.
|
|