КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО ГРИГОРИЙ (спр. - Цветок, псевд. - Грицько Основьяненко, Евстратий Мякушкин и др.; 29.11.1778, с. Основа, теперь в пределах Харькова - 08.08,1843, Харьков) - зачинатель новой украинской прозы, драматург, культурный и общественный деятель.
Начальное образование получил дома, затем учился в монастырской школе Куряжской. В 1793 - 1797 гг. служил в армии, ушел в отставку капитаном. Пребывание в течение десяти месяцев в Куряжском монастыре дало Цветке возможность осуществить окончательный выбор: оставив в мае 1805 г. стены обители, будущий писатель окунулся в культурную, в частности литературное, жизнь Харькова, что с открытием в 1805 г. университета приобрело новый импульс.
Был одним из основателей и директором (1812) профессионального театра в Харькове, основателем Института благородных девиц, публичной библиотеки. Соиздатель первого в Украине журнала «Украинский вестник» (1816-1817), инициатор издания альманахов «Утренняя звезда» и «Новолуние». 1816 г. избран уездным предводителем дворян (до 1829). В 1831 - 1840 гг. - судья Харьковского совестного суда. 1834 г. стал членом - корреспондентом статистического отдела совета Министерства внутренних дел; с 1837 г. получил чин надворного советника, с 1840 - председатель Харьковской палаты уголовного суда.
Перу писателя принадлежит 80 произведений: стихи и фельетоны, пьесы на русском языке («Приезжий из столице, или Суматоха в уездном городе», «Турецкая шаль», «Дворянские выборы», «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника», «Шельменко - волостной писарь», «Ясиовидящая»), юмористические рассказы и повести («Салдацький патрет», «Мертвецкая великдеиь», «Вот тебе и сокровище», «Покупаемый разум», «Пархімове завтрак», «Підбрехач», повесть «Конотопская ведьма»), повести сентиментального характера («Маруся», «Хорошо делай, хорошо будет», «Козырь-девка», «Искренняя любовь», «Божьи дети», «Сердешна Оксана», «Перекати-поле») , драматические произведения на украинском языке («Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик», «Искренняя любовь, или Милый дорогше счастье», «Бой-женщина»), романы, повести и рассказы на русском языке («Аннушка», «Ярмарка», «Панна сотникова», «Знахарь», «Пан Халявский», «Жизнь и похождения Петра Степанового сына Столбикова»), исторические очерки, переводы («Головатый», «История театра в Харькове», «Предания о Гаркуше», «Основание Харькова», «1812 год в провинции», «Татарские набєги»), морально-дидактические очерки («Письма к любезних земляков», «От чего люди беднеют»), критические заметки («Суплика к господину іздателя», «Ответ п. Тихорському», «Г. Ф. Цветок о свои произведения»). Эволюционировал от классицизма к просветительскому реализму.
Славы как писатель и зачинатель новой украинской прозы Г. Цветок зажил погруженными в жизненную стихию прозаическими произведениями юмористического и сентиментального характера. Основная тема прозы - народное бытие в его яркости, разносторонних проявлениях, этической ценности. Самобытный талант эпика обнаружили обе книги «Малороссийских повестей...» (1834, 1836 - 1837), скомпонованы как непосредственная рассказ простолюдина Гриши из Основы.
Сквозь призму ярмарке в Липцах, на котором Кузьма Трофимович выставил «Салдацького патрета», писатель обнаруживает не только торгово-обычный строй жизни украинского народа, но и утверждает мысль, что настоящая стоимость искусства известна народу, а не тем горе - критикам, которые только ищут случая, чтобы осуждением художественного произведения заявить о себе. Недостатков жизни - пьянству, праздности и суеверию - противостоит Г. Цветок рассказами «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище».
Викриванім казацкой старшины и ее моральное вырождение писатель обнаруживает в яркой сатирической повести «Конотопская ведьма», построенной не только на комізмі ситуаций, ай - что особенно важно - на комізмі образов.
Сентиментальный характер ряда произведений Г. Цветки, в основу которых положены изображения сложных и благородных чувств простого человека, определил стиль повестей углубленного лиро - психологизма «Маруся», «Козырь-девка», «Искренняя любовь», «Несчастная Оксана», что имели развлечь читателя. «Марусей» писатель поставил целью не только зацепить его душу оповідаю о судьбе прекрасной, исполненной добродетелей девушки и ее возлюбленного, которым, несмотря на силу их взаимных чувств, судьба не дала возможности познать семейного счастья, а доказать состоятельность украинского языка выявить тончайшие движения человеческой души. Это задание он и сумел выполнить, как ему удалось вылепить национально выразительные характеры, преподнести красоту семейной традиции украинцев.
Лиризм чувств Маруси уступает в повести Г. Цветки «Козырь-девка» деятельном женской натуре ївги; она, благодаря вере в невинность дорогого ее сердцу Льва, приобретается на способность пройти сквозь любые испытания в поиске истины и справедливости.
Сложную философскую дилемму решает Г. Цветок повести «Искренняя любовь». На пути к соединению судеб Галочки и офицера Семена Ивановича преградой выступает их сословное неравенство: Галочка - дочка хоть и богатого, но крестьянина, а Семен Иванович - дворянин. И хотя влюбленный офицер ходатайствует перед архиереем о разрешение на неравный брак, Галочка, чтобы «не заесть чужого возраста», то есть не стать впоследствии обузой для своей супруги, прибегает к решительному шагу: женится на сироте Николаем и вскоре умирает с тоски по утраченным счастьем. «Сердешна Оксана» Г. Квитки-Основьяненко тематически перекликается с «Екатериной» Т. Шевченко. Однако Оксана - дочь богатой вдовы Векли Ведмедихи - стремится вырваться из деревенской жизни и выйти замуж за барина, «купца или за поповича» с единственной целью: чтобы «в роскоши жить». Обман офицера заставляет Оксану избавиться от иллюзий: она проходит ряд нелегких испытаний жизнью, чтобы впоследствии вернуться в родной дом и стать хорошей дочерью для своей матери и хорошей матерью для своего сына.
В романе «Пан Халявский» на примере двух поколений автор убедительно показывает, какими незначительными есть различия в психологии, поведении дворянства и способе его существования. Роль своеобразной системы воспитания халявських («воспитание» как «питание») и образования в жизни помещичьей семьи писатель представляет в романе как проницательный педагог, придерживающийся принципов народной морали.
Дилогією «Шельменко - волостной писарь» и «Шельменко-денщин» Г. Цветок как драматург решил - за отсутствия положительного героя - проблему: что противостоит миру никчемности, морального вырождения, прозябание. Он противопоставил этому миру свою авторскую позицию, в основе которой - высмеивание «заиления» помещичьих душ. Последняя из этих комедий - интриг имеет длительную сценическую и кинематографическую жизнь.
Бытовой комедии «Сватанье на Гончаровке», в системе образов и сюжете которой сказалось влияние «Наталки Полтавки» И. Котляревского, Г. Цветок впервые выводит па украинскую сцену образ закрепощенной человека. Искренность человеческих чувств здесь побеждает, и в этом заключается большая художественная правда произведения.
Писания «творца людовой повести» (И. Франко) информировали Европу об Украине (публикация «Сердешна Оксана» в Париже в 1854 г.), строили жанрово-стилевую систему художественной прозы, подносили идеалы гуманности, общественной справедливости, нравственности народных душ.
Лит.: Возняк М. Квитка-Основьяненко. К., 1946; Гончар О. Григорий Квитка-Основьяненко. К, 1969; Луцкий 10. Драматургия Г. Ф. Квитки-Основьяненко и театр. К, 1978; Хропко П. Становление новой украинской литературы. К., 1988; Чижевский Д. История украинской литературы. От истоков до эпохи реализма. Тернополь, 1994.
Л. Задорожная