"Солнечная машина" Винниченко - роман особенный не только для украинской литературы, а и для творчества самого его автора. Причем речь идет не о его постоянно афишируемую утопичность, невиданную в украинском писательстве, а о том что он стал свидетельством начала нового этапа в творческой жизни автора, у которого происходит постепенная переоценка пережитого опыта, подведение итогов революционной борьбы, создание новой идеологии.
Неоднозначность "Солнечной машины" как переходного этапа в творчестве отразилась на оценке и трактовке произведения. Одни литературоведы считали его утопией [3, с. 435-457], Г.Сиваченко окрестила его антиутопией [6, с. 42-47], другие же вообще отрицали его утопичность [1, с. 32].
Отметим, что элементы социальной критики в романе присутствуют (до победы Солнечной машины и сразу после нее), но их не следует отождествлять с антиутопізмом и тем более переоценивать их значение, чем грешит Г.Сиваченко. Однако автор не формулирует и своего положительного общественного идеала, остановив действие на моменте его достижения. Наверное свой идеал Винниченко выразил в чем-то другом.
Были попытки объяснить основную идею писателя как веру в решающее значение техники для прогресса человечества [5, с. 556]. При этом Солнечная машина рассматривается как символ научно-технического прогресса. Но ведь не само изобретение привел к счастливому завершению истории. Это свидетельствует картина разложения общества сразу по его победе. И только когда человечество обновилось морально, оно сделало положительным и аппарат. То есть не изобретение делает человечество лучше, а наоборот: только человек способен облагородить его. Именно иррациональный порыв, охвативший человечество, его целенаправленное стремление действовать, работать привело к созданию нового общественного строя. То есть сознание определило бытие. И это писал бывший марксист!
Марксистский социализм в винниченківській редакции был утопией. Очевидно постепенно он перестал его удовлетворять. И тогда Винниченко начал создавать новую универсальную теорию. В этот раз морально-этическую (внимание к подобным проблемам у него замечается еще из пьес 1910-х годов). В "Солнечной машине" она проявилась в способе обновления общества через нравственное усовершенствование людей. Впоследствии эти идеи вылились в утопическое учение о конкордизм, положения которого старался придерживаться сам автор в личной жизни.
Итак, "Солнечная машина" - это все же утопия, но утопической идеей здесь является уже не социализм (как это было у раннего Винниченко), а зародыш нового этико-нравственного учения, которое, вероятно, и было создано, чтобы заменить последний после разочарования в нем. Не зря И.лысяк-Рудницкий говорил, что Винниченко принадлежал к людям, которые не могут жить без утопии [4, с. 108].
Белецкий А. "Солнечная машина" в. Винниченко // Критика.- 1928.- №2.- С. 31-43.
Винниченко В. Солнечная машина.- К.: Днепр, 1989.
Зеров М. "Солнечная машина" как литературное произведение // Зеров М. Сочинения в двух томах.- К.: Днепр, 1990.- Т. 2.- С. 435-457.
Лысяк-Рудницкий И. Общественно-политическое мировоззрение Владимира Винниченко // Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе.- К.: Основы, 1994.- Т. 2.- С. 95-112.
Сеник Л. Первый украинский утопійний роман // Украина: культурное наследие, национальное сознание, государственность.- Вып. 5.- Львов, 1998.- С. 549-559.
Сиваченко Г. "Солнечная машина" Винниченко и роман-антиутопия XX века // Слово и время.- 1994.- №1.- С. 42-47.
|
|