Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Багряный
Философско-символический смысл образов колокола и сердца в исторической поэме И. Багряного "Скелька"



Художественное мастерство поэмы І.Багряного "Скелька" проявляется в многогранной и продуманно используемой символике. Автор предпринимает широкий круг символов украинской мифологии. Хотим отметить два ли не основные символы - это образы колокола и сердца, которые постоянно переплетаются в сюжете поэмы. Каждый из названных образов обнаруживает в себе философские два начала: свет и тьму, добро и зло. С помощью таких символов четче ощущаем психологическую трагедию скельчан, в полном проявлении видим обстоятельства, среди которых продолжается их существование. Подробнее остановлюсь на образе колокола. К сожалению, ни один из словарей символов не фиксирует его. Поэтому дефиницию этого символического образа обрисую, давая собственную интерпретацию. При самом упоминании этого слова сразу почему-то представляется величественный соборный колокол созывает людей на молитву в храм, чтобы сблизить их в ней с Богом. С другой стороны, вспомним Киевскую Русь: звон созывает людей на пожаре, символизирует несчастье. В "Стеклышке" образ колокола, проходя через всю поэму, показан многоаспектный. Оптимистические и пессимистические отголоски колокола чередуются в ней. // Ударил колокол чотиристапудовий / гойднув окровавленным на солнце языком...// [1, с. 13]. Образ колокола воспроизводит состояние тревоги, беспокойства, в котором находится каждый, кто идет в монастырь. В другом аспекте образ колокола - это символ неповиновения, борьбы. И действительно, могучий великан пробуждает в скельчан "дух отцов", становится в их руках оружием. Новой модификации набирает звон в сочетании еще с одним символическим образом - сердцем. В фольклоре сердце трактуется как символ радости и грусти, понимания, смелости и чистоты [2, с. 111-112]. В "Стеклышке" оно тоже предстает в двух ипостасях: горячее, любящее, и темное, ледяное. Бой колокола достает свой многоголосый отзвук в сердцах людей. И каждый раз сердце бьется с разным ритмом. Смелое сердце юноши Даниила становится ледяным от боли и страдания за робость крестьян, которые боятся восстать против монастырской верхушки. Света кольористика резко меняется на темную: красная кровь в сердце становится белым льдом. С иронией и болью автор говорит о сердца "слабых" рабов, которые повинуются воле игумена. // И кто-то в отчаяния во врата сердце бросил // [1, с. 31]. Как контраст к светлому встает черное сердце игумена Иеремии. //Молитва на устах и сердце в руке...// [1, с. 43]. То, что должно бы быть высоким и священным, трактуется автором как низкое. Божьи посланники не имеют сердца вообще. В народе говорят, что только сердце имеет способность чувствовать и насквозь видеть человека. Только любящее сердце Марьяны чувствует несчастье на расстоянии. Ее чистое сердце готово пожертвовать собой ради односельчан. Оно пульсирует под "рыдания колокола", противостоит "сердцу с выцветшим нутром" отца Иеремии. Но в конце концов доброе и светлое сердце девушки приносится в жертву. Оно продолжает светить и после смерти, становится тем огоньком, что поднимает скельчан на борьбу против монашеского ига.

В поэме образ сердца предстает и как символ любви. Прекрасные, но короткие минуты переживают два любящие сердца Даниила и Марьяны. Свадебный звон заставляет тревожно биться, испытывать беспокойство и разлуку. По-другому трактуется образ сердца во второй части поэмы. Здесь оно символизирует разум. Некогда горячее сердце юноши Даниила с годами скитаний на каторге начинает думать над тем, как безопаснее начать новый бой с монахами и наказать их. И кара эта приходит, а сообщает о ней плач колокола.

Почти каждый из разделов "Скельки" начинается и заканчивается одной и той же строфой, которая содержит в себе символические образы колокола и сердца. Такое большое количество повторяющихся эпизодов замедляет темп повествования в долгожданные моменты развязки. Но это лишь один из незначительных недостатков в работе автора над текстом, потому что именно такое строение "Скельки" помогает глубже понять нам трагизм конкретного события.

Багряный И. Скелька.- Харьков: Книгоспілка, 1930.- 153 с.

Словарь символов / под общ. ред. О. И. Потапенко, М. К. Дмитренко.- К., 1997.

Костомаров Н. Ы. Историческое значение южнорусского народного песенного творчества / Собр. соч. Н. И.Костомарова.- Кн. 8.- Т. 21.- С-Пб., 1905.

Потебня А. А. О некоторых символах в словянской народной поэзии.- Харьков, 1860.