Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Багряный
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ (на материале романистики Ивана Багряного)



На диктаторский характер советской власти еще в 1918 году указывал Николай Бердяев: "Абстрактный демократизм всегда есть формализм, он не желает знать содержания народной воли, народного сердца, народной мысли, для него важно лишь формальное народовластие" [3, с.32]. И ужасные картины красного террора, предстают со страниц романов Ивана Багряного, является убедительным доказательством пагубного влияния на общество идеи большевистского абстрактного демократизма.

Система коммунистической диктатуры построена на унижении человека. Для нее народ - серая безликая масса, что в отчетах называется "общем чісло". На заднем дворе Холодногорского тюрьмы, привезя заключенных, молодой офицер НКВД громко выкрикивает: "Принимай людишек!.. Людишек привез!.." [1, с.292]. Так, будто сдавал скот или товар. Автор указывает на неслучайность этой формулы. Взята со времен опричнины Ивана Грозного, она ярко характеризует положение, к которому возведена человек в тоталитарной системе. Этим словом замыкается цепь истории между двумя эпохами насилия.

Выразителем античеловечной философии сталинского режима выступает в романе "Человек бежит над пропастью" премудрый Соломон - Виктор Феоктистович Смирнов - "профессор диамата, доктор материалистической философии". С маниакальной уверенностью он провозглашает свою преступную теорию: "Человек есть мразь, прах, ничто. Ничто!.. Человек - скотина, хам, бесхребетный червь..." [2, с.20].

Результатом коммунистического революционного бунта во имя человеческой невинности становится понятие общей вины. И самая тяжкая вина человека перед империей заключается в безверии, в отсутствии веры в ее идеологические постулаты. "В буржуазном обществе, - отмечает Альбер Камю, - предполагается, что каждый гражданин поддерживает его законы. В обществе объективной вины считается, что он должен их отрицать. Вина там заключается не в действиях, а в отсутствии веры" [4, с.88].

Большевики воплотили в жизнь абстрактно-религиозную идею ада, построив его в "по отдельности взятой стране". Но это не библейское ад. Голгофа Христа - это путь к небу, к славе, бессмертию. Голгофа героев романов Ивана Багряного другая: она напоминает дантівське ад. Создателями этого мудреного ада сотрудники НКВД, которых народ называет "архангелами".

Девизом эпохи стала фраза: "Бітіє опрєдєляєт сознание" [1, с.236]. Этот гениально измененный афоризм отразил философию модерна советского государства. Со всех сторон человека окружало зло, циничное и тотальное в своей бессмысленности. И противостоять ему очень трудно, прежде всего через внутреннее раздвоение: "Человек делал революцию и строила новый порядок вещей, новая жизнь..., и вот теперь и человек является, с одной стороны, узником системы и ее мучеником, а с другой - организатором и строителем той системы" [1, с.137].

Первыми же врагами тоталитаризма были люди, что никогда и ни при каких обстоятельствах не чувствовали себя рабами, имели стойкий иммунитет к вирусу рабства. Личность по своей сути является враждебной империи, потому что настоящая личность не может жить только интересами империи, от нее не приходится ждать абсолютной верности.

Багряный И. Сад Гефсиманский: Роман.- К.: Время, 1991.- 512 с.

Багряный И. Человек бежит над пропастью: Роман.- К.: Укр. письмен., 1992.- 320 с.

Бердяев Н. Судьба России.- М.: МГУ, 1990.- 256 с.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- М.: Политиздат, 1990.- 415 с.