Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григорий Косынка
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВЕЛЛАХ ГРИГОРИЯ КОСЫНКИ "НА СВЕКЛУ"



Григория Косынку можно назвать одним из наиболее самобытных художников лирико-импрессионистической прозы начала ХХ ст. В его творчестве органично пе-реплелися импрессионистические, реалистичные, експресіоністичні стилевые тенденции-ції.Талант Григория Косынки ярко развился в жанре новели.У ранних новеллах ("На свекла", "Разукрашенный сон", "На золотых богов", "Лунный смех", "За земельку") он придерживался тех канонов импрессионизма, которые утвердились в мировой литературе, а позже внес новые черты в свой стиль.Новелістика Косынки имеет автобиографическое подоплеку. Уже в первой ранней новелле "На свеклу"(1919 г.), в которой автор дает подзаголовок "Воспоминание из детских лет", мы видим один день из жизни маленького мальчика, переданный сквозь призму впечатлений и відчуттів.У произведении четко выявляются импрессионистические приемы композиції.Новела склада-ется из разбросанных фрагментов,которые сменяют друг друга в зависимости от течения воспоминаний автора. Композиционная особенность произведения заключается в том, что он имеет художественное обрамление: картины утреннего и вечернего сна мальчика.

Новелла "На свеклу" начинается определенно импрессионистическим рисунком:

"Лето. Начинает благословитись на мир. Мать рвет на огороде росисту лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухим хлебом в сумку-рукава...

Утренний сладкий сон; ужасно хочется спать, аж пахнет, и снится: белеет полями туман, а росой - молоко, холодное и вкусное-вкусное; пере-кликаються петухи...". Косынка строит рисунок на основе чувственно-зрительных впечатлений: вкусовых ("сладкий сон", "вкусное-вкусное"), обонятельных ("пахнет"), осязательных ("холодное"), слуховых ("перекликаются петухи"), зрительных ("белеет полями туман").В изображении утреннего сна автор прибегает к аллитерации по и асонансу. Частое, ритмичное повторение согласных-ш - и-с - вызывает асо-ассоциации с равномерным дыханием ребенка во сне. Асонанс о навевает спокойствие, вызывает ощущение чего-то родного, земного, вкусного ("а росой - молоко, холодное...").

Мікрообраз молока несет на себе определенную семантическую нагрузку. Молоко - это светлая, белая, вкусная, сладкая мечта. Она контрастирует с горькой действительностью: " а поднятые нервы раздражает туман с росой...". Туман, что "белеет полями", ассоциируется-ется с молоком, и это наталкивает на грустные размышления. Автор подает свои думы в пер-перспективе, наштовхуючи читателя соответствующее настроение. Горькие размышления матери над судьбой сына усиливаются эпитетом " кровавая солнечная полоса" и метафорой "горит красным пламенем полоса неба". Красный цвет ассоциируется с опас-пекою, тревогой и контрастирует с белым цветом - цветом молока - мечты. Противопоставляется, таким образом, сладкий сон и печальная действительность.

Писатель подает ощущения дня, суток, что углубляет пространственно-временные отношения. Переход одной части суток в другую знаменуется коротким предложением в начале абзаца."Начинает благословлятись на мир" - передается утреннее время. Художественная деталь "холодный песок" тоже указывает на це.Словосполу-ния "сверху печет солнце" говорит о ходе жаркого дня. Время после полудня передается безличным предложением "Вечереет" в начале абзаца. Заканчивается новелла нарицательным предложением "Ночь". Завершилась эпоха. В конце новеллы автор снова передает прерывистый рисунок детского сна. Обрывочность мыслей свидетельствует синтаксическая строение рисунка:

"О, танцуют звезды, блестят сапы, поют девушки, - а впереди украшена любистком Прися идет... Черные косы с пшеничными колосками... смеется, шутит, лезет через плетень...". Косынка своеобразно строит предложения: в конце ставит многоточие или союз и и три точки, передавая быстрый ход мыслей, их прерывистость, сиюминутность чувств. Такой синтаксический прием используется во многих случаях ("Надо попросить дядину - он к ней пристает, чтобы... то... две строчки..."; "... а во-няті нервы раздражает туман с росой..."). Как видим, весь мигающий эскиз имеет признаки импрессионизма, причем писатель пытается совместить реализм с романтическим изображением (здесь оказывается импрессионистическое начало).