Статья
Василий Барка
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО МОТИВА ИСКУШЕНИЯ ДЬЯВОЛОМ В РОМАНЕ ВАСИЛИЯ БАРКИ «ЖЕЛТЫЙ КНЯЗЬ»
Роман Василия Барки «Желтый князь» - один из самых ярких фрагментов литературы украинской диаспоры, в котором впервые воспроизведен широкую картину духовной жизни народа в трагические моменты. В предисловии к произведению, автор определяет три пласты изображения: реалистический, психологический и метафизический (духовный),подчеркивая этим многоплановость своего романа. Наиболее глубоким, как нам кажется, является метафизический пласт, в частности один из его аспектов - интерпретация библейского мотива искушения дьяволом. Как сказано в Библии, «В начале сотворил Бог Небо и землю» [1М. 1:1]. На первом месте стоит Небо как олицетворение высшего (духовного) мира, которое живет по своим канонам. Во время создания человека на Небе уже существовала жизнь. «И произошла на небе война: Михаил и его Ангелы совершили зо змеем войну. И змей воевал и его ангелы, и не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был дракон великий, уж древний змий, называемый диаволом и сатана, обольщающий вселенную, и низвержен был он на землю...» [Об.12:7-9]. Тогда же этот сатана прокрался в виде змея в Эдемский сад. Там он увидел Еву и соблазнил ее съесть плод с дерева познания добра и зла. «...Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» [М. 3:1]. За этот поступок Бог назвал сатану в образе змея проклятішим над все живые существа. Именно поэтому, по словам святого апостола Иоанна, «кто делает грех, тот от дьявола, потому что дьявол грешит от начала» [1ин. 3:8].
Сатана рассчитывал, что после смерти Адама и Евы их души попадут к нему. Но Бог решил послать на землю Своего Благословенного Сына, чтобы спасти от гибели людей. И снова видим, что дьявол не успокаивается, он пытается соблазнить в пустыне и Иисуса. Но Иисус смог противостоять злой силі.Сатана трижды пытался соблазнить Сына Божия, и ему ни разу так и не удалось заставить Иисуса согрешить, поэтому дьявол-искуситель покинул его. Попробуем провести определенные параллели с романом Василия Барки «Желтый князь», рассмотрев эпизод «церковного» допроса Мирона Катранника. В этом эпизоде писатель доказывает противостояние между Отроходіним и Катранником к кульминационному моменту. Автор дает понять, что период «холодной войны» закончился, теперь надо сказать вслух то, о что с первой встречи было сказано взглядами. Именно в этой ситуации Барка, прибегая к аллюзии, подводит читателя к безоговорочному выводу,что Отроходін - это личина дьявола-спокусни-ка.Разворачивая библейский мотив, автор испытывает истинную веру героя: «сможет ли Мирон Катранник выстоять этот поединок, останется непоколебима его вера в Бога?»Перед крестьянином встает выбор между жизнью и смертью: он должен решить - хлеб в обмен на чашу или смерть.І он выбирает: «Чтобы так за это зерно - продать? А тогда куда? От неба кара будет мне и детям... И кто выживет в селе проклене Катранників, лучше умереть»[1,с.48].Барка,как мастер психологического напряжения, способный раскрывать через душевное состояние духовную силу человека, дает возможность Отроходіну второй раз соблазнить полусознательного Катранника: «Уже услышал Мирон Данилович, что ставят и второй мешок; не хотел смотреть, но осилила затравка...» [1, с.148]. И снова напряженный момент: неужели зломиться Катранник, неужели его чикає ошибка Адама и Евы - подчинение дьяволу. Однако сила веры победила до конца, до последнего смертного вздоха. Сомнение относительно веры крестьянина в Бога в этот момент возникает и у соблазнителя Отроходіна. Поэтому дьявольская личина пока что оставляет Мирона жить, во-первых, через надежду, что Катранник сам появится и будет просить хлеба, а, во-вторых, со смертью Мирона оборвется последняя ниточка, что ведет к чаше, еще одного символического библейского образа, мастерски введенного Василием Баркой в полотно произведения. И за третьим вместе Катранник останется непоколебимым. Он, как и Иисус, получает победу, заплатив слишком высокую цену - свою жизнь. Уместно здесь будет вспомнить слова Библии:«Итак, покоритесь Богу спротивляйтеся диаволу, и убежит от вас»[Как. 4:7].Таким образом, Барка в романе «Желтый князь» часто обращается к библейским мотивам, которые можно понять только после основательного анализа Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
|
|