Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Проблема маргинального общества в романе В. Подмогильного "Город"



В 1929 году, отвечая на многочисленные агрессивные выпады со стороны критиков, В. Подмогильный объяснять причину создания романа: "Написал "Город"...чтобы приблизить по мере возможности город к украинской психики, чтобы сконкретизировать его в ней..." [1, с. 45]. Такое "сверхзадача" писателя было порождено прежде всего відчуванням назревшего кризиса украинского мировоззрения. Традиционный миф села как носителя устоявшихся культурных стереотипов исчерпывает себя в условиях бурных общественных преобразований начала ХХ века. Новая, урбанистическая сознание была необходимой, назревшей для реализации, но одновременно и неприступной для украинцев вследствие колониальной политики Российской империи, в которой города как очаги цивилизации предназначались господствующей нации. Украинское город был неотъемлемым от русской культуры. Поэтому крестьяне 20-х гг., приходя в город, неизбежно чувствовали конфликт двух культурных традиций и оказывались перед дилеммой: поддаться нівелюючому влияния индустриальных монстров или сохранить нетронутой извечную украинскую патриархальность, тем отбросив себя на периферию общественных событий и явлений. В любом случае крестьянин был обречен всегда чувствовать собственную чуждость, поскольку "измена селу опустошает идею украинского города" [2, с. 66]. Для жителей сел оно становится ненажерним Молохом, в жертву которому надо пренести самое сакральное - тот дух веков, патриархальность, без которых нация прекращает свое существование.

Именно эту "обєктивну маргинальность украинцев" [3, с. 53] исследует Пидмогильный в своем романе. До мирового мотива подчинения юношей большого города добавляется специфический аспект преодоления героем собственного маргинеса, обретение им новой, урбанизированной сознания. Таким образом, Город в романе - это больше, чем среда или фон событий; оно перерастает в символ определенного типа мировоззрения, путь к которому до украинца лежит через сомнения, разочарования и внутреннюю дисгармонию.

Основной сюжетной линией романа является эволюция главного героя, Степана Радченко, который проходит путь от враждебности и ненависти к примирению с Городом. Внутренние изменения главного героя отражаются через изменения в его отношении к урбанистической культуры. В начале произведения Город предстает воплощением хаоса, дисгармонии. В воображении Степана оно подлежит уничтожению. Все надежды он возлагает на будущую смычку города и деревни что приведет к постепенному растворению городской культуры в сельской. Однако происходит обратное: сам Степан постепенно ассимилируется с Городом, растворяется в нем. Своеобразная мимикрия, инстинкт выживания заставляют его лишаться всех атрибутов, которые напоминают о причастности к селу. Особенно заметным этот процесс есть в сфере отношений с женщинами. Каждая следующая отличается от предыдущей все большей степенью урбанизированности. "Общение с каждой - это своеобразная, отдельная модель поведения внешней Степана на определенных отрезках внешней эволюции его индивидуального впитывания типичную городской культуры" [4, с. 12]. В конце романа перед нами предстает обновленный Степан Радченко, в котором якобы ничто не напоминает о бывшем селюка. Вот каким видим его в последний раз: "...парень...распахнул окна в темную бездну города. Оно покорно лежало внизу волнистыми глыбами скал... и простягало ему из тьмы холмов острые каменные пальцев" [5, с. 262]. Однако читатель не поверит в эту повиновение Города. Дело в том, что эволюция Степана Радченко касалась только внешних атрибутов и не оказалась во внутреннем мире героя. Ему не удалось достичь гармонии. Более того, он стал чужим как селу, так и городу, потерял все, не приобретя ничего.

Следовательно, В. Пидмогильный в своем романе не предлагает радужных перспектив в решении маргинального вопрос украинского общества. Он ограничивается формулировкой проблемы, не решая ее и оставляя читателю простор для дальнейших размышлений.

Пидмогильный В. Неожиданно // Универсальный журнал.- 1929.- №1.

Коломиец Л. "Город" В. Подмогильного: проблематика и структурная организация // Слово и время.- 1991.- №5.

Мовчан Г. Проза В. Подмогильного. Судьба. Человек. Стиль // Дивослово.- 2000.- №1.

Мовчан Г. Украинский модерністичний роман: "Город", "Небольшая драма". Подмогильного // Дивослово.- 2001.- №2.- С. 11-14.

Пидмогильный В. П. Город: роман и рассказы.- К.: Радуга, 1991.- 351 с.