Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Эволюция стиля в романе Валерьяна Пидмогильного "Город" и повести "Остап Шаптало"



В наше время не существует единого определения понятия - стиль, а тем более авторский индивидуальный стиль. Этот термин в древней Греции обозначал заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках, позже - почерк того, кто пишет, а потом - саму манеру письма. В современном литературоведы царит такое определение стиля:" Стиль - это средства художественной выразительности писателя в целом, особенности тематики его произведений, сюжетов, языка."(1.с.211)

Каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль, который дает ему возможность создать свой оригинальный художественный мир.

Индивидуальный стиль Пидмогильного отмечается обращением писателя к темам красоты, морали, искусства, человека и общества, человека и революции. Характеры героев раскрываются постепенно, через художественное исследование поведения, действий, поступков. Детали, описания, герои нередко контрастные (духовность и внутренняя пустота, действительность и мечты и т.д.).

Писатель изображает водоворот жизни, конфликты (как внешние, так и внутренние). Он любит привлекать и читателя к сотрудничеству при помощи неожиданного окончания произведений (например, роман "Город".) Язык произведений искренняя, энергичная, богатая.

Как указывает Соломия Павлычко в своей монографии "Дискурс модернизма в украинской литературе", роман "Город" относится к новому для украинской литературы типа интеллектуального романа:"...будучи одновременно психологическими романами".(2.с.209.)

1. Литература углублялась в проблемы философии. С.Павличко обращает внимание на тот факт, что в интеллектуальном романе присутствует значительное преобладание мысли над формой. С необычайным количеством монологов-размышлений.

2. Сознание главного героя не естественная, а созданная библиотекой. Сюжеты разворачиваются на фоне широких литературных интересов героя, следовательно самого автора.

3. Появился в произведениях Валерьяна Пидмогильного новый тип героя, склонного к рефлексии, самонаблюдения, сосредоточение на собственной личности. Все они по-своему стремятся чувства, но это им не удается. Все они по-своему стремятся чувства, но это им не удается. Герои прозаика (Степан Радченко, Остап и др.) мучаются от одиночества и непонимания."...Чувство страшного одиночества, полной потери всех связей с окружающей действительностью"(3.с.215) - начинает поглощать Степана Радченко после его литературной и сексуальной деятельности в городе.

4. Степан Радченко - многолика, сложный человек. Его проблема - отсутствие единства между духовными убеждениями и поступками. Он понимает свою внутреннюю сущность и завидует тем, кто:"...Не сумел измениться, остаться тождественным через годы, вместе с сожалением за свои пути, за порывы, шествования и их бесполезность."(4.с.217.)

5. Ведущая философская тема писателя - разочарование в разуме. "Что такое сам разум - вечный сомнение, система догматов?"(5.с.218.)

6. Философия пессимизма царит в романе "Город". Ее носитель - поэт Вигорський. Он проповедует Радченкові: "Время почувствуешь, что ты - зверь, кровожадный зверь, и станет грустно. Жизнь жесткая. Знаешь, что исправить этого нельзя, и все-таки жалко."(6.с.221)

7. У писателя появляется тип лишнего человека. Которая своими руками создала революцию, но сейчас никому не нужна. Как пример можно взять образ Вигорського из "Города", который метко приводит причину своей "ненужности": "Я - печальное явление. На грани двух суток неизбежно появляются люди, которые зависают как раз на грани, откуда видно далеко назад и еще дальше вперед. Следовательно они болеют болезнью, которую люди одной партии никогда не прощают, на остроту зрения."(7.с.222) Текст превращается в "шифр".

8. Художник с ярким индивидуальным стилем усвоил опыт и своих предшественников, и закордрних писателей. В Валер яна Подмогильного это психологические романы в стиле Ги де Мопасана и Оноре де Бальзака, которых переводил украинский писатель.

В.Підмогильний модернизировал украинскую литературу, касаясь многих философских проблем, которыми жила и тогдашняя современная европейская литература. Однако надо было "ховатисі за масками"(8.с.230), то есть - направлять критику в другую сторону, прятать философию с популярными на то время сюжетами.

Мельник А. В. Строгий аналитик суток. Валерьян Подмогильный.- К.,1991.- С.3-39

Пидмогильный В. Город (роман, рассказы) - К.,1989.- С. 17-224.

Подмогильный В.Оповідання, повесть, романы. К.,1991. С.318-413.

Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе.- К.:Лыбидь, 1999.- С.5-446.