Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Рассказ "Ваня". Подмогильного в свете психоаналитической теории. Фрейда



В.Підмогильний - один из самых ярких писателей украинской литературы ХХ века. Он оставил после себя богатое творческое наследие, видное место в которой занимает проза малых форм. Его творчество отмечалась философской глубиной, изображением психологически - рельефных характеров [1, с.1]. В.Підмогильний художественно осмысливал разнообразные философские теории. Современные литературоведы (в. Мельник, С.Павличко, Р.Мовчан) признают неоспоримым тот факт, что на ранних произведениях в. Пидмогильного особенно и очень специфически сказалось влияние психоаналитической теории австрийского ученого З.Фройда. [3, с.53].

В этом произведении писатель изображает процесс познания ребенком мира и самого себя. В.Підмогильний мастерски воссоздает необыкновенный внутренний мир Вани, сосредоточивая внимание на его поведении в состоянии нервного возбуждения. У ребенка наблюдается чрезмерная склонность к "реальных страхов" [5, с.404]: "Ваня боялся степи ... " [4, с.58]. Так же мальчик пугается и ручья, в котором находился город. В рассказе эти страхи объясняются беспомощностью ребенка перед враждебной ему природой. З.Фройд утверждает, что осознание собственной слабости и беспомощности, неполноценности может проявляться с детства и привести позже к неврозам. Не просто страх, а ужас испытывает достаточно часто Ваня, его воображение создает ужасные картины окружающего мира, мальчику кажется, что его схватил в ручье людоед. Состояние ребенка нельзя назвать нормальным: "Заходячись от диких покриків, которые мрачно подхватывал ров, слыша, что сзади топает что-то тяжелое, он упал на рассыпчатую землю, бился об нее головой, царапал ее руками из предсмертного ужаса" [4, с.59]. Итак "невротический страх появляется иногда как сопровождение истерического симптома" [5, с.404]. это болезненное состояние детской души проявляется и в приступах жестокости: Мельник утверждает, что рассказ "Ваня" - исследование явления иррациональных инстинктов, скрытых в неизведанных глубинах человеческого естества. [2, с.66].

Итак В.Підмогильний сосредоточил внимание на изображении "психического проекта" страха. Теория психической структуры личности дала возможность показать, как "Над-Я" проявляется в психике ребенка. В формировании личности как З.Фройд так и В.Підмогильний большое значение придавали сновидениям. В рассказе "Ваня" сновидения становятся одним из проявлений "Над-Я". Писатель раскрыл процесс появления у ребенка такого психического аффекта, как страх. Страх Вани можно охарактеризовать так:

Страх перед природой, Страх перед Богом, Страх перед наказанием

Решением проблемы является действие морального цензора "Над-Я". Ваня осознав свою вину, верил в обязательную ответственность за свои поступки. Но в этом действии "Над-Я" есть положительное, есть отрицательное. К негативному следует отнести то, что тяжеловат моральный груз, который накладывает совести за совершенную жестокость, уязвима ребенок не в силах выдержать. Положительным влияние совести будет тогда, когда активное участие в воспитании ребенка будут родители. Итак решая психологические проблемы, В.Підмогильний находит такой ответ: вера в высшую силу, в обязательную ответственность нужна ребенку, но это тогда будет стержнем формирования человеческой нравственности, благородной личности, когда ребенку помогают познать мир взрослые, прежде всего родители.

Лущій С. Художественные модели бытия в романах в. Пидмогильного. Автореф. дисерт.- К., 1999.-15 с.

Мельник В. Строгий аналитик суток Валерьян Пидмогильный в идейно-эстетическом контексте украинской прозы первой половины ХХ ст.- К., 1994.- С. 66.

Мовчан Г. Проза Валерьяна Пидмогильного. Судьба. Человек. Стиль. // Дивослово.- 2000.- №1.- С. 52-56.

Подмогильный В.Оповідання, повести, романы.- К., 1991.- С.51-59.

Фрейд З. Введение в психоанализ.- К., 1998.- 568 с.