Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Некоторые АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛИСТИЧЕСКОГО ОСТРАНЕНИЯ В СБОРНИКЕ СЕРГЕЯ ПАНТЮКА "ХРАМ ХАРАКТЕРНИКОВ"



Прием остранения (выразительность образов, картин, характеров, деталей; описание объекта как первый раз увиденного [1, 188-189]) реализуется в литературном произведении на различных структурных уровнях. Это дает основания для классификации остранения как звукового, стилистического, синтаксического, композиционного, структурного и остранения средств поэтики.

Стилистические фигуры в буквальном смысле является изначально одивненими, но нельзя понимать любую стилистическую фигуру как остранения. Так анафора в чистом виде потеряла эффект одивненості. Но Сергей Пантюк в своей поэзии восстановил экспрессивную своеобразие этой фигуры при взаимодействии с одивненими средствами поэтики, что придало ей новых эмоциональных окрасок: "звезды отрываются от земли и летят в ночную бездну / как ваши отрубленные головы / как ваши підрубані души" ("Инструкция к интродукции") [3, 4]. Подобная деавтоматизація стилистических фигур и наделение их одивненістю определяют поэзии С.Пантюка как произведения, в которых остранения на данном уровне является абсолютным. Аналогичные процессы происходят при введении в текст одивнених паралелізмів. При потере фигурой индивидуальной экспрессии художественная условность или должна быть восстановлена, или изобретена в художественном потенциале новых стилистических фигур. Отметим, что С расширяет диапазон случаев стилистического остранения, задействуя оба пути.

На сегодняшний день имеем реципиента, непривыкшего к аллитерации по, амфіболії, а особенно к відлунювання, что ими оперирует С в сборнике "Храм характерников". Стилистические фигуры, распространяя на общую картину эффект "странности", во-первых, тормозят процесс восприятия, а во-вторых, создают определенные требования относительно художественных средств, которые включают в себя. Таким образом, алітераційність в словах "волны вьюги / языков хруст хрящей" ("Трепанация души") [3, 14] является определенной авторской целью, то есть она предопределяет выбор средств поэтики, их семантическую и эмоциональную наполненность. Именно аллитерация как образец стилистического остранения является наиболее применимой в сборке. Накопление одивненої алітераційності в стихах характеризуется чертами градации, выразительность которой при таком применении усиливается.

Одивнені стилистические конструкции в стихотворении "Астрологический экстаз" творит мелодию произведения, носителем такой одивненості является, в частности відлунювання: "Покровителю мой, / Водолею, / предпочитаю, / масло..." [3, 11]. В своей манере построения фигуры відлунювання С подобный В.маяковского с его футуристическими экспериментами.

Но наибольшей выразительностью и нетрадиционностью в стихах Пантюка обладает одивнена амфіболія: "Под угрозой деформации / Все воспринимается в проекции - / От кремации и эксгумации / К реакции и эрекции" ("Реминисценции из собственного и не совсем") [3, 6]. Накопление подобных однородных элементов происходит в кульминационных частях произведения, что повышает напряженность эмоционального фона и обновляет его. Нужно отметить, что, следуя стилистическим одивненням, С в определенной мере наследует традиции футуризма.

Свойственной есть взаимная деавтоматизація между одивненими стилистическими фигурами и художественными средствами, то есть одивненість одного элемента динамично переходит в одивненість другого.

Важную виражальну роль в одивненні стилистических конструкций играют звуковые ассоциации. Это особенно касается фигур, создают целостные однородные звуковые системы (аллитерация, звукоподражание). То есть в С.Пантюка происходит столкновение двух разновидностей остранения: стилистического и звукового.

Итак, степень одивненості в стихах Пантюка при стилистическом проявлении определяется ее влиянием на общую художественную картину, но чаще всего - эффективностью взаимодействия с другими одивненими элементами системы произведения.

Квятковский А. Поэтический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1966.- С. 188-189.

Литературоведческий словарь-справочник // Г. Т. Гром'Як, Ю. И. Кузнецов и другие.- К.: ВЦ "Академия", 1997.- 752 с. (Nota bene).

Пантюк С. Храм характерников.- Черновцы: Время, 1995.- 40 с.

Шкловский В. В. Гамбургский счет: статьи - воспоминания - эссе (1914-1933).- М.: Советский писатель, 1990.- 544 с.