Статья
«Прийдем, поклонимся...»: реперцепція событий Колиивщины
Одним из последних на сегодня произведений ю. мушкетика есть роман «Прийдем, поклонимся...», посвященный крестьянскому восстанию 1768-1769 гг., что известно под названием Колиивщина. Это уже второе, после романа «Гайдамаки» (1954), обращение ю. мушкетика до событий этого восстания.
Предшественником ю. мушкетика в художественном исследовании этой темы еще до написания «Гайдамаков» были М.старицкий (роман «Последние орлы»), Д.Мордовець (роман «Между Сциллой и Харибдой»). Несколько позже вышел и роман М.Сиротюка «Побратался сокол»).
Научному исследованию Колиивщины и посвящена немалая историография.
Итак, эта тема не является «белым пятном», другое дело, что она не столько исследована, как мифологизирована, что часто «...из монографии в монографию, из статьи в статью нередко «перекочевывают» одни и те же, давно введены в научный обиход факты, характеристики исторических лиц, оценки событий и явлений. При этом наблюдается некритическое отношение к многих тенденциозных или путаных утверждений, генетически корни которых уходят измышлений, основанных мемуаристами-современниками, польско-дворянскими и буржуазными историками» /1,4/.
Историческая литература знает немало примеров, когда писатель берет много раз обіграну сюжетное построение и демонстрирует собственную концепцию изображенного. Но чем же мотивировать повторное обращение ю. мушкетика разработанной им самим темы? Ответ на этот вопрос дают как исследователи творчества писателя, так и сам автор.
Ф.Кейда объясняет заинтересованность романиста одним из переломных моментов нашей истории тем, что «...Ю.Мушкетик резонно связал с гайдаматчиной процесс борьбы нации за самостоятельность, за право на жизнь» /2,51/.
Отмечая значительно глубже, чем в «Гайдамаках» осмысление автором событий отечественной старины, В.П,янов, во-первых, предостерегает от несправедливого восприятия нового романа о Колиивщине как доработанной версии «Гайдамаков», которые были написаны рукой начинающего. А во-вторых, исследователь раскрывает мотивы обращения ю. мушкетика к этой странице истории: «Он написал принципиально новое произведение, в котором переосмыслил события двухсотлетней давности, переосмыслил в контексте принципиально важных проблем не только для него самого, но и для всех тех, кто пережил диктатуру тоталитарного режима и осознал ужасные последствия последовательных регламентаций объемов знания своего пракореня, исторической судьбы своего народа» / 3, 132/, а далее добавляет: «...есть все основания утверждать, что в этом произведении писатель не только переосмыслил написанное в «Гайдамаках» сорок лет поэтому, но и по-новому осмыслил всю свою жизнь, жизнь человека, которая весила от начала самоосознания на большое»/3,133/.
Толчком же для развития этой темы стал найденный самим Ю.Мушкетиком описание гайдамацкой части одного из четырех летописей, входивших до летописного извода и еще несколько других отрывков.
Своеобразие этому произведению придает не только показ неизвестных до сих пор фактов, а умение писателя, делая возможные психологические и исторические предположения из последствий Колиивщины, показать связь прошлого и современного.
Найдена историческая достопримечательность заставила писателя переосмыслить ход событий крестьянского восстания, значение в подготовке и проведении восстания ряда исторических лиц, сведения о родословной Зализняка. Право не согласиться с официальной концепцией «принимает» на себя в романе «Прийдем, поклонимся...» Василий Гордеевич Черный, личность которого закалялась на путях финской и Отечественной войн, на нелегкой службе в НКВД, который пережил тяжелое ранение и трибунал, остался инвалидом. Он зарождает в душе главного героя Олега Зайченко первые сомнения об истории, которую нам «прописала Москва».
Память - главный духовный движитель в романе «Прийдем, поклонимся...» Она является не только внутренне-нравственной категорией, но и понятием о бытии протяжении эпох. Через воспоминания и размышления Черного поднимается проблема: как силовые поля истории управляют человеческими судьбами, как создается и закаляется душа, дух, разум в одних, и портятся в других. Черный вспоминает свою жизнь, а перед нами постепенно возникает жизнь, не просто как «прошлое» и «...как живем», но и «как жить», жить в багатоскладній окружающей действительности на чистых началах. Но этот роман, написанный уже рукой зрелого мастера не только роман, но и роман-ответ: мир может быть и лучше и хуже, но человек должен быть только лучшей. Момент в истории общества может быть благоприятным для личности и честной жизни, но может быть и неблагоприятным, но человек должен не дать любым условиям, відносностям уничтожить заложенное в каждом из нас абсолютное мерило - память. Потому как память отдельного человека творит его личность, так и память о пращурах творит личность народа.
Храбан Г. Вспышка гнева народного. Антифеодальное, народно-освободительное восстание на Правобережной Украине в 1768-1769 гг.- К.: Изд-во при Киевском университете, 1989.- 176 с.
Кейда Ф. С расстояния веков: Колиивщина в романе Ю. Мушкетика «Прийдем, поклонимся...» // Слово и время.- 1999.- №3.- С. 51-55.
Пьянов В. Страсть и правдивость исповеди // Отечество.- 1999.- №3-4.- С. 131-133.
|
|