Взгляды современных исследователей имеют некоторые разногласия относительно наличия експресіоністичниих элементов в творчестве М. Волнового. Это объясняется своеобразием литературного процесса 20-х годов в Украине. Литературовед
В. Агеева отмечает: "В творчестве многих выдающихся мастеров часто сосуществуют элементы различных стилевых систем. В начале века такое взаимопроникновение было особенно активным. Даже и в прозе одного автора могли ужиться рядом элементы таких непохожих стилей, как импрессионизм и экспрессионизм или импрессионизм и неоромантизм" [98 с., 1].
Действительно, на ряде произведений Волнового отразились импрессионистические воздействия, но при внимательном прочтении можно заметить експресіоністичні элементы. Так, например. Волновой не пытается воспроизвести поток сознания персонажа, как это характерно для импрессионистов. Поэтому в рассказе "Редактор Шею" можно увидеть авторские подсказки, комментарии.
Определенной особенностью експресіоністичних произведений были нервная дисгармония, неспіввіднесеність пропорций. Своеобразная хаотичность рассказа имеющаяся в упомянутом уже сочинении. Підтверженням этого могут быть отрывочные воспоминания героя, которые касаются различных сторон его жизни. Но, в отличие от импрессионистов. Волновой не записывает изменения настроения персонажа, а активно вмешивается в рассказ: "Мои дорогие читатели! - простой и понятный письмо. -Я боюсь вы мою новеллу не дочитаете до конца" [49 с., 5]. Автор таким образом пытается помочь читателю понять хаотичность своего произведения, объяснить, "зачем столько разделов", почему он пишет "агитационного листка".
Надо добавить, что уже сам "агитационный листок" подчеркивает принадлежность произведения к экспрессионистической литературы, которой вообще свойственна была агитация. Ее элементы можно заметить в таких произведениях, как "Редактор Шею", "Легенда" и других, в которых автор комментирует, обращается к читателю с призывами и размышлениями т.п.: "Я ищу, и вы ищите. Сначала от новаторов - и я тоже - это ничего: от них, чтобы дальше можно" [49с.,5].
Експесіонізму свойственно было внезапное возвышение обычного человека в необычных обстоятельствах, поэтому ^сю сложность внутреннего мира героя писатели освещали в момент его наивысшего духовного взлета. Внутренний мир героини рассказа "Кот в сапогах" раскрывается в момент осуществления ею небольшого подвига, о котором нам повествует сам автор: "В этом разделе я оповідаю о небольшой подвиг" [65 с., 5].
Но не только это характеризует М. Волнового как экспрессиониста. Здесь надо отметить, что в целом експресіоністичне искусство носило бунтарский характер, где действительность характеризовалась нестабильностью, бурхливістю, поэтому, чтобы усилить исключительность своих персонажей, экспрессионисты часто ограничивали свой рассказ определенным отрезком времени, который характеризовался какими-то драматическими событиями. Когда драматизм ситуации начинал спадать, а жизнь переходило в обычные рамки, герои начинали теряться во времени или просто исчезали. Примером этого будет заключение рассказа о редактора Шею:
"Карка пошел в свою комнату, сел возле стола, в котором был браунинг. Так просидел до трех часов ночи. ... Около окна пролетела птица, гасли звезды. На городской башне загорелся циферблат" [61 с., 5], а в новелле "Кот в сапогах" есть такие строки:
"Исчез "кот в сапогах" в глухих дебрях республики. Исчез товарищ Жучок" [74 с, 5].
Експресіоністичні тенденции проявились также в своеобразии языка произведений, тематике ( например, наличие урбанистической темы).
Таким образом, приведенные в статье факты доказывают нам, что в творчестве М. Волнового имеющиеся експресіоністичні тенденции.
Агеева В. П. Украинская импрессионистическая проза.- К.: Віпол, 1994.- С. 97-106.
История немецкой литературьт в 5 т. / ред. Н. И. Балашова, В. М. Жирмунский и др.- М.: Наука, 1976.- Т. 4.- С. 536-588.
Литературоведческий словарь-справочник / Г. Т. Гром'Як, Ю. И. Кузнецов и др.- К.: ВЦ "Академия", 1997.- С. 229-230.
Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе: Монография / 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Лыбидь, 1999.- C. 167-279.
Волновой М. Новеллы, рассказы.- К.: Наук. думка, 1995.- C. 46-201.
|
|