Статья
Роман О. Ульяненко "Огненный глаз" сквозь призму идей французского литературного екзистенціоналізму
Как известно, базисной идеей экзистенциализма является идея абсурдности всего сущего [1, 38]. В исследуемом романе О.Ульяненка циничный и жестокий абсурд современной украинской действительности раскрыто с поразительной полнотой. В частности, ярким олицетворением победоносности бессмысленности и жестокости есть образы преступников братьев Роздайбідів, не менее преступного милиционера Гільмедова, представителя коррумпированной верхушки полковника Кравченко. Но "нечистота и расписание человеческого бытия" есть в "Огненном глазе" не основой художественного содержания [2, 175], а, как и приторность реальности вокруг Рокантена в Ж.-П. Сартра, ужасное своеволие и распущенность Калигулы в А. Камю, - своеобразным вопросом, что требует ответа.
Однако если А. Камю уверен, что смысл бытия абсурдная человек может найти в вечном бунте [1, 15], а Ж.-П. Сартр в "Тошноте" открывает для своего героя ценность творчества, то персонажи романа О.Ульяненка теряются в лабиринтах существование без смысла. Для экзистенциалистов состояние одиночества, отчужденности и четкое осознание и понимание действительности - путь к обретению подлинности. Родик и Виталий в "Огненном эти" несознательные в своем выборе. Одиночество вызывает у них страдания и страх. Именно поэтому свобода внезапно розбагатілого Родика иллюзорна, отсюда и далек от объективной для экзистенциализма истины, парадокс: "Удача - это свобода, а свобода - это деньги, которые неволят" [3, 199.]
Бунт Виталия, по классификации а. камю, - метафизический, направленный против самой природы человека и мироустройства [4, 157]. Пути Калигулы и Виталия почти идентичны.
В исследуемом романе философию абсурдного бунтаря исповедует только один персонаж - Шмулєвич. За его показным цинизмом скрывается ясность и мужество мышления, которой не хватает Родику и Виталию.
Экзистенциальная проблематика тесно связана в романе с осмыслением феномена любви к родине. В романному подтексте эта любовь, пользуясь категориями экзистенциализма, - это тот камень, что имеет дело поднимать на гору Сизиф, это и сама сартрівська трансцендентная цель, которой человек самоутверждается [5, 343-344], это та самая свобода посреди бессмыслицы, за сохранение которой человек несет ответственность перед собой и миром [5, 299].
Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- М.: Политиздат, 1990.- С. 5-42
3боровська Н. Феминистические размышления. На карнавале мертвых поцелуев.- Львов: Летопись, 1999.- 366 с.
Ульяненко О. Огненный глаз. Роман.- К.: Украинский писатель, 1999.-229 с.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- М.: Политиздат, 1990.- 415 с.
Сартр Ж.-П. Зкзистенциализм - зто гуманизм // Сумерки богов.- М., 1994.-424 с.
|
|