Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роман О. Ульяненко "Огненный глаз" сквозь призму идей французского литературного екзистенціоналізму



Как известно, базисной идеей экзистенциализма является идея абсурдности всего сущего [1, 38]. В исследуемом романе О.Ульяненка циничный и жестокий абсурд современной украинской действительности раскрыто с поразительной полнотой. В частности, ярким олицетворением победоносности бессмысленности и жестокости есть образы преступников братьев Роздайбідів, не менее преступного милиционера Гільмедова, представителя коррумпированной верхушки полковника Кравченко. Но "нечистота и расписание человеческого бытия" есть в "Огненном глазе" не основой художественного содержания [2, 175], а, как и приторность реальности вокруг Рокантена в Ж.-П. Сартра, ужасное своеволие и распущенность Калигулы в А. Камю, - своеобразным вопросом, что требует ответа.

Однако если А. Камю уверен, что смысл бытия абсурдная человек может найти в вечном бунте [1, 15], а Ж.-П. Сартр в "Тошноте" открывает для своего героя ценность творчества, то персонажи романа О.Ульяненка теряются в лабиринтах существование без смысла. Для экзистенциалистов состояние одиночества, отчужденности и четкое осознание и понимание действительности - путь к обретению подлинности. Родик и Виталий в "Огненном эти" несознательные в своем выборе. Одиночество вызывает у них страдания и страх. Именно поэтому свобода внезапно розбагатілого Родика иллюзорна, отсюда и далек от объективной для экзистенциализма истины, парадокс: "Удача - это свобода, а свобода - это деньги, которые неволят" [3, 199.]

Бунт Виталия, по классификации а. камю, - метафизический, направленный против самой природы человека и мироустройства [4, 157]. Пути Калигулы и Виталия почти идентичны.

В исследуемом романе философию абсурдного бунтаря исповедует только один персонаж - Шмулєвич. За его показным цинизмом скрывается ясность и мужество мышления, которой не хватает Родику и Виталию.

Экзистенциальная проблематика тесно связана в романе с осмыслением феномена любви к родине. В романному подтексте эта любовь, пользуясь категориями экзистенциализма, - это тот камень, что имеет дело поднимать на гору Сизиф, это и сама сартрівська трансцендентная цель, которой человек самоутверждается [5, 343-344], это та самая свобода посреди бессмыслицы, за сохранение которой человек несет ответственность перед собой и миром [5, 299].

Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- М.: Политиздат, 1990.- С. 5-42

3боровська Н. Феминистические размышления. На карнавале мертвых поцелуев.- Львов: Летопись, 1999.- 366 с.

Ульяненко О. Огненный глаз. Роман.- К.: Украинский писатель, 1999.-229 с.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

Сартр Ж.-П. Зкзистенциализм - зто гуманизм // Сумерки богов.- М., 1994.-424 с.