Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Своеобразие выражения авторской позиции в повести Степана Процюка «Виселица для нежности»



Из авторского определения повестки следует, что: 1) произведение афиширует предельно откровенный рассказ, 2) персонажем (и рассказчиком) является сорокалетний мужчина. Мы построим изложение на пересечении понятий «автор» и «рассказчик». В таком ключе творчество Степана Процюка не анализировалась, до сих пор исследователи (Евгений Баран [1], Петр Лот [2] и другие) обсервували общие проблемы, поэтому детальная и конкретная студия видится новой и актуальной.

Понятия «автор» и «рассказчик» в принципе тождественно. Живой человек реализует себя в роли писателя как в одной из множества возможных. Автор произведения, как одна из реализаций амплуа писателя, в свою очередь имеет одной из инкарнаций роль рассказчика. Только при условии, что рассказ ведется от первого лица, голос автора и голос рассказчика могут совпадать. В повести Степана Процюка «Виселица для нежности» выражение авторской позиции характеризуется неконсеквентністю, но не парадоксальностью (она как систематическая, сознательно очерчена несоответствие в повести отсутствует). Авторская позиция имеет бинарную форму проявления - голос автора и голос рассказчика.

Задекларированная и вынесена в жанровую признак «исповедь» подменяется на практике рассказом. Такая ситуация является результатом попытки писания исповеди, в противовес привычной устной форме. Исповедь в христианстве - это предельно откровенный рассказ человека о своих грехах, предназначенная для одних ушей и мыслится как тайна. Голос рассказчика формально и содержательно противоречивый: возбуждено временную близость, отсутствуют показатели раскаяние, немногочисленные обращения поданы в множественном числе, поэтому создается иллюзия исповеди на публику. По смыслу, главный персонаж Демьян - инженер, условия его жизни (прежде всего духовного) нищие. Однако стиль изложения, приписываемый автором Демьяну, проявляет немалую образовательную базу, широкий кругозор и начитанность. Главный герой исповедуется в абстрактных грехах, скорее, общественных и обстоятельственных, чем вызванных собственной волей или безволием. Его персональным грехом можно считать только аборт любимой девушки, на который он дал согласие. Но и здесь несогласованность временной формы глагола и упоминание о Боге как об объекте препятствуют адекватной перцепции исповеди.

В пространных философских, публицистических отступлениях оказывается вторая форма выражения авторской позиции - голос автора. С точки зрения стилистического они отмечаются патетичністю, пафосностью, экспрессивностью и дают максимум пространства при минимуме умовности, что позволяет успешно скрывать слабое овладение Степаном Процюком техники выхода из оболочки авторского «я». Ситуация пагубно отразилась на восприятии произведения: затронуты серьезные проблемы, но они лишены соответствующего оформления.

Следовательно, выражение авторской позиции в повести Степана Процюка «Виселица для нежности» отличается двойственностью. Вмешательство автора в ход исповеди можно расценивать как погрешность писателя, ведь через это произведение теряет на правдивости и адекватности восприятия. Но кажется, перспективнее конструктивный подход, потому что при такой форме изложения материала открываются возможности для полилога, а следовательно, и новых подходов к структурированию текстов.

Баран Есть. Обычный читатель.- Львов, 2000.

Лот П. «Листочек белой березы на мусору». Степан Процюк. Виселица для нежности // Литература плюс.- №13-16.- Июль-август 1999.- С. 5.