Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерий Шевчук
ОБРАЗЫ ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ В РОМАНЕ-БАЛЛАДЕ ВАЛЕРИЯ ШЕВЧУКА «ДОМ НА ГОРЕ»



Использование мистико-мифологических реминисценций в творчестве украинских и зарубежных писателей происходит уже не одно столетие. Демонологічна образность романа-баллады «Дом на горе» обусловлена влияниями барокко. Раиса Мовчан рассматривает это произведение в контексте барокко, приводя ряд доказательств в подтверждение этой точки зрения.

Роман построен из двух частей: повести-преамбулы и цикла «Голос травы» из тринадцати новелл. Интересно, что именно тринадцать новелл: мистическая ткань произведения дает основания говорить о неслучайной наличие этого магического числа.

Ирреальные мотивы появляются еще в повести-преамбуле. Образы женщин, проживающих в Доме на горе, выписаны вполне реалистично, традиционными приемами и средствами характеров. И миф-легенда, который превращается в циклически повторяющийся магический обряд, пронизывает женские образы ореолом таинственности. Пришельцы, которые «появляются неизвестно откуда» перед женщинами Дома, представленные в романе как демонологические существа. Они серым птицей спускаются с неба, превращаются в мужчин и пытаются соблазнить юных жительниц Дома. Если соблазнение удается - рождаются странные мальчики, «судьба которых почти всегда была грустная». Стоит отметить демонологічності этих мальчиков.

Мотив «спаривание» демона с человеком является типичным в фольклоре. Сам писатель продолжает эту тему во второй части, в новеллах «Перелесник», «Панна сотниковна», «Ведьма», изменяя лишь внешний вид потустороннего соблазнителя.

Мистическим является также лейтмотив синей дороги в первой части произведения.

И символика синего цвета, и мотив дороги заимствованы из фольклора. В.Шевчук сливает эти два понятия в целостный образ, синтезирующий высшие эмоции и рационализм, движение в бесконечность, попытки самоиска. Мотив синей дороги в определенной степени перекликается с поиском синей птицы в М.метерлинка.

Большинство сюжетов цикла «Голос травы» заимствованы из фольклорно-фантастических и мифологических сказаний. Поражает сходство некоторых новелл к Лесиной «Лесной песни», тоже созданной на фольклорной почве.

В новелле «Дорога» рассказывается о домового-неудачника с комплексом «белой вороны». Фактически, он является псевдодомовиком, потому что его тянет не к домашней жизни, а к странствований. Образ юного черта из новеллы «Панна сотниковна» тоже не соответствует фольклорно-фантастическом стереотипа: влюбившись в барышню, он хочет взаимности без обиды. «Я не хочу ее обманывать», - говорит он своему дедушке. Через это черт должен погибнуть, потому что не способен выполнять своих обязанностей - вредить людям. В новелле «Ведьма» тоже создан подобный образ: молодая женщина, над которой издевается господин, превратив ее в свою любовницу, устала быть бессильной вещью хозяина. Она возвращается к своему естественному состоянию ведьмы; ее магические способности просыпаются только в результате длительной позора над девичьей достоинством. Наславши мор на деревню, молодая женщина не способна защищаться от разъяренного толпы: ее сжигают на костре, а господин остается и дальше пировать в имении.

Фольклорно-типичны обстоятельства и образы новелл «Швец», в которой человек побеждает черта, и «Черная кума», где Смерть помогает бедному крестьянину, а затем забирает его к себе. Отношение к черту в Жабунихи, героини новеллы «Голос травы», аллегорическое: «Черт - это наши злые помыслы».

Итак, демонологические образы второй части романа-баллады представлены конкретнее, чем в первой части, где содержатся лишь намеки на сверхъестественные явления. Вторая часть произведения воспроизводит мистические мотивы и демонологические образы не всегда соответствуют схемам характеро - и сюжетотворення, заложенным в фольклоре. Но именно это придает произведению оригинальности и нового аллегорического окраску.