Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Средневековый Львов в современной исторической романистике



Прошлое не проходит бесследно, оно памятью переходит в наследство потомкам. Преемственность духовной родословной - одна из главных тем современной литературы

[1, с. 98].

Украинская литература богата на исторические романы, повести, рассказы, но совсем немногие из них посвящены событиям, которые происходили во Львове в конце XVI - начале XVII веков. Именно этот отрезок времени изображается в романе «Манускрипт с улицы Русской» Романа Иваничука и повести «Мор» Валерия Шевчука.

В этих произведениях предстает Львов в колорите тогдашней эпохи. Писатели поднимают немало вопросов, которые волнуют средневековый Львов и не менее актуальны сейчас. Это и проблема взаимоотношений людей в обществе, духовного развития личности человека, борьба этнических групп за право самоутверждения в обществе, проблема религиозных противоречий и много других.

В романе Г. Иваничука исторический сюжет воспроизведен художником слова на подлинных исторических фактах, документах. Именно это сочетание документального и домисленого дает целостное представление о тогдашней сутки.

Повесть Валерия Шевчука «Мор» насквозь аллегорична. Через призму судьбы Странньго, Сіроносого мы видим Львов, в котором бушевала тогда проказа. О том, что это Львов, читатель узнает из воспоминаний Сіроносого и из описания увиденного Страннім.

В романе «Манускрипт с улицы Русской» действуют такие исторические фигуры как: польский поэт Шимон Шимонович, проводник евреев Нахман Ізакович, львовский староста Ежи Мнишек, врач Гануш Альнпек и другие, который присутствует и в повести.

В обоих произведениях пространство кажется неограниченным, но одновременно и сконденсованим. Так, в произведении Г. Иваничука все главные события происходят на площади Рынок, а в «Море» город огороженное стенами.

Общая идея произведений - борьба с духовной проказой - єзуїтством. Єзуїтству противопоставляется сила ума. В романе - это деятельность братства и Юрия Рогатинця, а в повести - поиски преодоления болезни врачом Алембеком.

В произведениях изображено единение человека с природой. Валерий Шевчук изображает это в слиянии с землей Сіроносого и монаха Григория под грушей возле города, Роман Иваничук - в черпанні сил на горе за городом Юрием Рогатинцем.

В отличие от повести «Мор», Роман Иваничук изображает жизнь Львова в более широком аспекте через развертывание нескольких сюжетных линий.

Образ Львова змальваний художниками достаточно индивидуально. В частности, Валерий Шевчук передает философский дух города, его эмоциональную окраску. Тогдашний Львов выныривает из потока сознания героев.

Колорит эпохи в романе природный. Он возникает словно из психологии персонажей, им пропитан даже воздух улиц города. Стиль написания манускрипта и речи героев полностью отражают дух тогдашнего Львова.

Роман Г. Иваничука «Манускрипт с улицы Русской» и повесть «Мор» Валерия Шевчука относятся к авангардных произведений из истории Львова.

Ильницкий М. М. Непрерывность движения лит.- Крит. статьи.- К., 1983.