Статья
Реалистические пейзажные модели Есть. Шморгуна
Евгений Шморгун вошел в украинскую литературу как мастер реалистического пейзажа: писатель воспроизводит формы и явления природы, которые объективно существуют; внимательно относится к деталям, подробностям, стремится к сохранению в изображаемому форм конкретного, одиночные. Избрав целью познания природу родного края - Ровенщины, - писатель обнаруживает и свое романтическое мироощущение, пытается не просто воссоздать формы и явления природы, а понять их глубинную суть.
Признание читателей получили его сборники рассказов: «Что искала белочка», «Зеленые соседи», «Девясил-зелье», «Что сказал бы тот мальчик», «Где ночует туман», «Огонь-цвет», «Ключ-трава» и другие, адресованные преимущественно детям.
Автор сознательно отказывается от чрезмерной интеллектуализации, постмодернистской эстетизации чувств, впечатлений и знаний. И это наиболее ярко проявилось в этапной книге «Речь зелени», за которую в 2000-м году. Шморгуну была присуждена Государственная литературная премия им. Леси Украинки. Детскость мировосприятия - вот ключевой признак этого сборника рассказов о растительной символике Украины.
Характерная черта реалистичных пейзажных моделей Шморгуна - стремление охватить не только доступен взору пространство, а максимально раздвинуть его границы за счет преданий, легенд, связанных с растительным миром, выяснением происхождения удивительных названий растений, за счет локализации мест их произрастания.
Например, многоплановая, психологически точная манера письма присуща книге «Зеленые соседи». Чтобы обыденное, виденное с детства, не стало не интересным, рутинным, написал Евгений Шморгун эти короткие, емкие по содержанию рассказы, порой похожие на экспрессивные зарисовки, а чаще на реалистические пейзажные новеллы (новелети), изрядно выверенные в смысловых нюансах, построенные в основном на ярких диалогах.
Хоть Евгений Шморгун и ставит целью прежде всего ознакомить читателей с редкими растениями, он не смог при реалистическом описании природы отказаться от лирических интонаций.
Его поэтически-рационалистические пейзажные зарисовки служат даже не столько для того, чтобы поделиться сакраментальными чувствами любви к родному краю, сколько для раскрытия метафизической красоты величия, то есть выступают вспомогательным композиционным средством.
Проследим, как писатель использует уменьшительно-ласкательные формы слов для описания растения с таким отпугивающим названием «волчьи ягоды»: «На опушке предстал перед нами странный кустик. Словно из сказки появился: миниатюрные веточки с мелкими листочками, а на верхушке каждой веточки розовые цветочки променяться. Кажется, вот-вот выйдут из-за него маленькие білобороді человечки-гномы и пригласят в свою сказочную страну, где живет прекрасная и добрая Белоснежка, где все цветы и бабочки разговаривают между собой на человеческом языке» [8; c. 12]. И мы сразу настроены на хорошее восприятие номинированных понятий, потому что и вправду волчьи ягоды не имеют в себе ничего хищного, более того, лечат некоторые трудноизлечимые болезни.
Лишь несколько красок и - в противовес моделям пейзажной риторики - возникает запоминающийся образ: «На гладких стволах осин будто кто понапинав струны, а на тех струнах нанизанные белесое листья, немного похоже на клиновой. Струны - то стебли плюща» [8; с.4]. Или такая модификация пейзажной модели: «Однажды наклонилась радуга к реке, чтобы воды набрать. Вдруг слышит, соловей на калине екает - заливается. Заслухалася, замечталась, и не заметила, как потеряла немного своих цветов. Упали те цвета и превратились в петушки» [8; c. 22].
Сочные акварели - как интригуя прелюдия к дальнейшей рассказы залюбленого в природе мастера слова. Идейно-композиционную роль таких мест невозможно переоценить. Благодаря им рассказ Евгения Шморгуна ни сколько не похожи на какие-то ботанические справки, они представляют собой уместен синтез научно-методической информации, легенд, лирических отступлений и пейзажных зарисовок.
Умело сочетая живописное изображение картин природы, легенды, предания, поверья, сведения из народной медицины и истории края, Есть. Шморгун расширяет функцию пейзажа и переосмысливает его роль в реалистическом изображении действительности. Писатель моделирует описания природы так, что они не воспринимаются как созерцательные, а будят в душе читателя широкую палитру чувств, побуждающих к философскому осмыслению окружающего мира, закрепляют в ментальности читателя эти описания как символические атрибуты (папоротник - эмблемы счастья; виноград - достатка, благополучия; дуб - признак силы, власти...).
Произведения Евгения Шморгуна способны оказывать заметное влияние на читателей, прежде всего юных. Неспроста ряд рассказов писателя включено в учебники для школьников младших классов.
Творческий метод Шморгуна представляет его как одного из традиционалистов, что развил пейзаж как литературную категорию, начатую еще в первой трети XIX века. В то же время его новаторство - в углубленном освоении всех пластов пейзажной тематики, в прорыве за рамки устоявшегося, когда уже бывает недостаточным только метафоризация явлений природы, ведь она вступает в многомерности, многогранности.
|
|