Просторы Крыма способствовали развитию таланта многих художников, среди которых почетное место занимает Александр Олесь. М. Грушевский в свое время признал его «величайшим из ныне живущих поэтов» [4, с. 196].
Имя «украинского Гейне» [3, с. 12] долгие годы было почти неизвестно широкой общественности, поскольку 1918 г. Олесь навсегда покинул Родину. Литературный дебют Олеся состоялся в 1904 г. в сборнике «Костер», а летом 1906 г. со своей невестой Верой Свадковською он приезжает в Крым. «В 1906 г. <...> я уехал в Ялту <...> подлечиться, увидеть море, отдохнуть [3, с. 50]. В Ялте Олесь написал фельетон (напечатан в газете «Русская Ривьера»), получивший положительную оценку курортной публики. Здесь поэт читал свои произведения ялтинской интеллигенции - С. Петрову (Скитальцю), С. Єлпатьєвському, П. Серафимовичу, под влиянием которых принялся укладывать свою первую сборку. Именно в Ялте. Свадковська начала называть любимого Олесем, что потом стало его литературным псевдонимом.
1907 г. увидел свет сборник О. Олеся «С печалью радость обнялась». К. Цветок вспоминал, что Леся Украинка «по выходе поэтому стихов Олеся <...> сказала, что ей уже писать лирических стихов не стоит» [3, с. 13]. Летом 1908 г. Олесь снова в Крыму. 30 августа, в Ялте, он встречается с Лесей Украинкой. Эту встречу можно считать символической передачей эстафеты первого поэта-лирика Украины.
Крымская наследие О. Олеся состоит из ряда стихов и до сих пор не опубликованного этнографического очерка «Алушта». Большинство стихов Олеся, написанных в Крыму, вошли в двух первых сборников поэта. Стихотворения 1906 года объединены в цикл «В Крыму. Из крымских образов». Единый замысел цикла не прослеживается, доминируют два мотива:
1) воспевание образа любимого на фоне природы;
2) общественно-философские медитации.
Некоторые образы можно толковать по-разному. Такая амбивалентность возникает в поэзии «На серой скале мак цветет». Образ мака в Олеся вызывает ассоциации с образом ломикаменя Леси Украинки. Есть основания считать его символом Украины на сером фоне Петербурга, столицы российской империи.
Глубоким покоем дышат крымские пейзажи О. Олеся. В інтимізації природы он приближается к лучших мастеров мировой литературы, в частности поэтессы Сапфо. Особого внимания заслуживают марины А. Олеся, которого Г. Радишевский считает после Леси Украинки «одним из лучших поэтов-маринистов» [3, с. 17]. Море в изображении Олеся полна цветового разнообразия и игры света, торжественную ауру для него создает богата крымская флора. Перспективным видится сравнение маринистики В. Олеся и Леси Украинки.
Более поздние крымские стихи поэта проникнуты элегическим унынием, но вместе с тем они не теряют ощущение праздника, в них находим свежие образы, новые детали в изображении пейзажей.
Таким образом, на гостеприимной крымской земле В. Олесь уверовал в свой поэтический талант и написал немало стихов. Крымские поэзии Олеся отличаются совершенством формы, лаконичностью, художественной фотографічністю и стали ценным вкладом в сокровищницу лирической поэзии.
Ефремов С. История украинского писательства.- К., 1995.- С. 567-601.
Жулинский М. С щзабуття в бессмертие.- К., 1990.- С. 92-108.
Олесь Александр. Произведения: В 2 т.- К., 1990.
Филипович П. П. Литературно-критические статьи.- К., 1991.
Франко И. О. Олесь. С печалью радость обнялась. Поэзии. // Собрание сочинений в 50 т.- Т. 37.- К., 1982.- С. 224-227.
|
|