Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
РОЛЕВАЯ ЛИРИКА П. Г. ТЫЧИНЫ



Творческое наследие П. Г. Тычины вызывает много противоречий. В современных условиях возникает необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе, чтобы понять подтекст и истинное отношение автора к изображаемому. Мы пытались проанализировать творчество п.г. тычины в аспекте учения об образе автора и выражения авторского сознания в произведении, его формы, в частности ролевую лирику.

Художественное достояние П.тычины освещены в літературознавчому аспекте в работах и книгах с. ефремова, Л.Новиченка, Стуса, Г. Жулинского, Г.Клочека, К. Фроловой и других исследователей. Произведения поэта рассматривались в аспекте взаимодействия лирического "я" с окружающим миром, с революционным субъектом лирики, характерным для поэзии 20-30 лет.

Ролевая лирика - стихотворная откровенный разговор автора с окружающим миром, людьми, обществом. Рассказ в образцах ролевой лирики П.тычины ведется от имени кого-то другого, говорит не художник-поэт, а обычный, ничем не примечательный человек. Поэтому читателю легче принять к сердцу такие стихи: он находит себя, свои поступки, мысли, чувства, заботы и радости. Ведь человек всегда принимает глубже то, что касается ее лично: она может проводить параллели между прочитанным и реальностью.

Поэзии П. Тычины, где формой выражения авторского сознания является ролевая лирика, имеют внутреннюю структуру народной песни. Ощутимо, как творчески растет поэт: детская песня ("Хор лесных колокольчиков", "А я у гай ходила...", "Укройте меня, укройте...") - песня-епістола ("Письма к поэту") - лиро-эпическая песня ("Песня трактористки") - ода ("Наталья Ужвий").

Образная сознание П.тычины определяется глубоким национальным началом, фольклорным восприятием бытия. Автор П.тычина - максималист в подходе к жизненным истинам, философ по интеллектуально-духовным уровнем. Общечеловеческие проблемы выражаются в творчестве поэта через национальные образы (цветы, тополя, кукушки, мяты).

П. Тычина показал, как растет человек, меняется и усложняется его внутренний мир. Это своеобразный поиск - поиск счастья, попытка понять, кто счастливее: беззаботный ребенок, мечтательный юноша или девушка, опытный человек. Эти этапы прошел и сам поэт, поэтому он сделал такие обобщения в отношении людей, проанализировал характеры хорошо знакомых и лишь раз виденных личностей.

Поэтому в эстетическом аспекте подборка ролевых произведений поэта является сочетанием

гармоничного ("А я у гай ходила...", "Хор лесных колокольчиков") и драматического ("Письма к поэту", "Наталья Ужвий"). Постепенно гармоничное (свойственно в основном ранним произведениям) перерастает в драматическое.

Лирике поэта свойственно по-детски чистое восприятие мира, юношеский максимализм в чувствах и переживаниях и глубокие философские размышления зрелого человека. Ролевые произведения - это квинтэссенция мировосприятия разных людей, поэтому они всегда актуальны: человеческие переживания, красота внутреннего мира человека - это вечное.

Для элементов ролевой лирики п.г. тычины характерны такие черты, как: неоднородность, музыкальность, метафоричность, актуальность. Когда поэт пишет стихотворение от чьего-то имени, он делает попытку приблизиться к людям, проникнуться их мыслями, заботами. П. Тычина выносит проблемы всех слоев населения в мире, подчеркивает необходимость их решения. Он может влиять на окружающих, вести их в мир искусства, знаний, науки, воспитывать в них понимание, любовь к прекрасному, высокие моральные качества. А для этого он должен знать людей, общаться с ними, смотреть на мир их глазами. И в этом большую роль играет ролевая лирика - перевоплощения - превращения. Не просто маска, а именно частичное превращение в другого человека. Маска - это также перевоплощения, но частичное, поверхностное. А роль - полное и глубокое. П. Тычина никогда не надевал маску, он всегда играл роль. Доказательством этому служат стихи поэта, образцы ролевой лирики.