Статья
"Среди тишины неземной на Земле" (К 110-летию со дня рождения Аркадия Сказки)
Начало ХХ века ознаменовалось в истории украинской культуры всплеском художественной деятельности, который послужил общим духовным и интеллектуальным подъемом общества. На гребне этого времени оказалась славная когорта " м'ятежних гениев " во главе с М. Волновым, которые, отбросив все каноны и ограничения, выдвинули свое ведущее лозунг " нового стиля в искусстве - стиля активного романтизма " [1, с. 247].
Аркадий Сказка принадлежал к тем, которые не стояли в стороне от эпохального творения и переломных изменений начале нового века.
Поэзия А. Сказки - это поэзия поиска себя и своего места в литературе. Автор предстает перед мастером устоявшихся, выработанных временем канонических форм: газель, рондо, гекзаметр, терцет, триолет, - в которых продолжает лучшие традиции украинские классики (П. Кулиш, И. Франко, Л. Украинка, Г. Чупринка и другие) . Автор с легкостью импровизирует в пределах силабо-тоники и выводит свои оригинальные строфы. Так в авторской строфіці утверждается сонет-акростих, венок сонетов с магістралом, в котором использованы элементы диалога и др. Кроме упомянутого сонета-акростиху " Буря ", поэт успешно осваивает французский, итальянский, английский сонеты, и несколько модифицирует их, оперируя большими строфическими блоками - октава и секстина (или катрен + дистих) .
А. Сказка ввел одним из первых в украинские сонет арии такую сложную надстрофічну конструкцию как венок сонетов (" Аргонавты ", 1918) , к нему
М. Жук впервые его ввел в том же 1918 году.
Творческой манере А. Сказки свойственны тяжелые " железные " ритмы, которые обусловливают определенную " прозаїзацію " языка и монументальность стихов. Особенности ритмики поэта наиболее ярко проявились в поздних поэмах " Пасха " (1925) , "Тропа " (1926-27) , " Сон старого кобзаря " (1927-28) , " Он идет " (1928-29) , которые и до сих пор интересны своими открытиями в фоніці.
Одной из ведущих тем творчества А. Сказки являются темы одиночества и дороги, которые он антропоморфізує, то есть материализует их, перенося из плоскости абстракции в ежедневное бытие [2, с. 56].
Отдельного рассмотрения требует венок сонетов " Аргонавты " [2, с. 65 - 74], система образов которого тесно переплетается с символикой произведения. Образы-символы имеют глубоко фольклорное корни.
А. Сказка пользуется богатой палитрой цветов для определенно-чувственной передачи изображаемого. Кольористика определяет механизм образной типографии поэзии А. Сказки, для которого характерна концепция синий - красный, представляющих диаметрально противоположные символы. Впоследствии наблюдается координальне смещение цвета багрянца из апокалиптических заиграл на символ "благой вести "[2, с. 134-139]. Такая замена семантики не только в колористике, но и в целом в образной системе, является следствием изменения общественных позиций А. Сказки. Трактуя библейские заповеди в соответствии с " требованиями времени ", поэт забывает, что " для новой истины нет большего вреда, чем старые заблуждения "[3, с. 347], а отсюда и инерция мышления и образов.
Имя А. Сказки долгие годы было изолировано от литературного процесса, а его произведения через "мало художественность" залеживались в столах издательств. Однако с наступлением новой эпохи в литературоведении возникла проблема детального изучения каждой фигуры эпохи " расстрелянного возрождения " для объективного анализа этого феномена.
Сказка А. В. Васильки.- К., 1989.
Костюк Г. В. Поэт юности и силы // Любченко А. Избранные произведения.- К., 1999.
Сверстюк Есть. О. На празднике надежд.- К., 1999.
|
|