Жизнелюбие - одна из характерных черт Маланюкової интимной лирики. Его лирический герой полностью отдается наслаждению единения с природой, первобытностью, ощущая полноту жизни. Сливаясь с природой, герой стихотворения «Встреча» всем существом своим радуется приходу весны, сердце его жадно пьет поцелуй, животворный и целебный для души. Этот процесс является наивысшим проявлением свободы человеческого сердца, модель счастью, модель гармонии.
Поздняя лирика Маланюка базируется на эстетике модерністичного направления, поскольку в центре поэтического мышления является сознание личности- «человеческая душа», сквозь призму которой воспринимается и освещается окружающий мир, жизнь отдельного человека, народа. Постигая собственную душу, поэт трансформирует индивидуальные переживания в универсальные категории бытия, высшим проявлением которого является свет Любви. Так, например, лирический герой стихотворения «На палубе, под звездами вдвоем...» приходит к выводу, что жить - значит любить, приближаясь, таким образом, к Богу, который и есть Любовь.
Перекважна большинство стихов е. маланюке - это безоговорочная победа искусства, творчества. По этому поводу І.Фізер заметил: « Исключительная преданность одной идее нивелирует то, что можно назвать двополюсністю поэтического сознания, в которой «я» и «не-я» ведет к самоотрицанию, исчезновения и одного и второго. Поэзия интересна как раз тем, что она отказывается быть на исключительной службе конкретной исторической действительности, что в ней поэтическое «я» имеет преимущество над «не-я». Эта мысль перекликается с рецензией Ю.Шереха на сборник е. маланюке «Власть» (1951). В статье говорится о существовании двух Маланюків, первого из которых можно «... убгати в поэты эпохи», но второй - остается « вечным и отражает часть космоса», ведь поэзии вообще дано космос в себя вобрать. О поетове «розвоєння» свидетельствует и образ «растерзанного сердца» в стихотворении «Смертельный танец», что является по Маланюку, слепым и глухим, влюбленным в слова железных строф и которое так и не научилось видеть людей, любить эти дни и цвітнути над буднями».
Вечная сила любви противостоит смерти, духовной и физической, поэтому лирический герой Маланюка не боится сгореть в « огне красоты». Поэт утверждает мысль о святости чистого чувства, о том, что человеку, наделенному способностью любить, дарована возможность приблизиться к Вечности.
Бытийные мотивы - жизнь и смерть, вечность и миг - пронизывают любовную лирику Маланюка. Сердце влюбленного человека «с космосом всуголос бьется» и тогда «безграничностью растет жизнь». Так происходит процесс переосмысления мира, времени, себя. Поэтому эстетическое начало авторского «я» у Евгения Маланюка наслаивается на философский. Сквозь призму времяпространства поэт раскрывает гармонию мира и личности, синтезируя ее в слове.
Постигая величие Вселенной, оценивая в нем место человека, автор прибегает к риторическому вопросу: «Бедная человеческая инфузория, что ты значишь? Что можешь ты?» [2, с. 613]. Поэт, постоянно ища ответы на этот вопрос. Приходит к выводу: смысл жизни - есть Бог, а Любовь дает возможность самореализации. Уловив своеобразие единения человека, любви к Богу, Маланюк наполнил этим свою поезію.Якщо душа наполнится любовью, человек сможет подняться на высоты божественного, тем самым привлекая божественное на землю. Тогда то, что наверху (макрокосм), соединяется с тем, что внизу (микрокосм) всепроникающей силой любви. Маланюк указал и путь к такому познанию, а именно: познание самого себя, окружающего мира и Бога.
Итак, художественное сочетание индивидуальных психологических черт поэта, его эмоциональности, оригинального ассоциативного мышления, темперамента, обнаруженного в различных жизненных ситуациях, обусловили неординарный в украинской лирике аспект любовной поэзии Маланюка. Это и есть, по нашему мнению, экзистенция интимной лирики Евгения Маланюка.
Маланюк Есть. Очерки по истории украинской культуры.- К., 1992.
Маланюк Есть. Стихи.- Львов, 1992.- 686 с.
|
|