Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Багряный
Парадиґматика людинобожжя: личностность "новой реліґійності" Ивана Багряного



Один из существенных моментов творчества писателя, практически зіґнорований современными литературоведами - идея религиозных исканий, точнее - феномен "новой реліґійності", что составляет концептуальный стержень всех текстов писателя.

Один из известных путей метафизического новаторства - концепция "новой реліґійності" (Д. Бонгефер), которую структурирует абсентеїзм, метафизическое сиротство. Исключается возможность чудес, провидение и загробной жизни. Традиционная мораль отбрасывается, потому что "новая реліґійність" выступает как антитеза традиционализма. Идеалом здесь выступает не всесилий Бог, а человек-Христос, который "помогает [нам] не через свое всемогущество, а через свою слабость, свои страдания" [3, с. 264]. Именно страдания считается смыслом жизни, человеческим "назначению".

В то же время произведения писателя свидетельствуют об отрицании им ортодоксальных моделей веры в Бога. Автор критикует реліґійний фундаментализм за несоответствие собственным идеалам и овечью покорность, лицемерие и, как апофеоз - предательство.

С другой стороны, Максим Колот, протаґоніст произведения "Человек бежит над пропастью"(1965), презирает "хробачину философию" вчерашних атеистов, которая легко принимается перед лицом смерти и не мешает низости и предательстве.

Другой составляющей этого мировоззрения - народные, языческие корни. Главные из них - священность женского начала, дом и род.

Хорошая образованность протаґоністів багрянівських произведений, их высокий интеллектуализм сознательно устраняются в ситуации Inter-esse как маловартісні. Автор постоянно подчеркивает "некнижности" их опыта, черпание сил и вдохновения только в практической деятельности. Реальность и телесность восприятия достигают вплоть до уровня физиологии: кроме описания зрительных или слуховых впечатлений, автор использует обоняние (постоянные указания на запахи) и даже прикосновение: темнота "скользкая, ... намацальна и весомая" [1, c. 173].

Одной из форм проявления внутренних сил становится юмор и ирония. "Новые украинцы" (Ю. Ковальчук) текстов Багряного предстают носителями "альпіністичної психики" (Г. Башляр), которая предусматривает в момент появления метафизического ужаса интенсификацию его обратного полюса - иронии, трансформацию действительности трагического абсурда в комическую действительность"[4, с. 35]. "Забыть о противнике. Зачеркнуть его"[2, с. 140] - такой путь комической сублимации ужаса.

Через реализацию того, что живет в них, представители "нового благочестия" сами себя формируют. Их жизнь - результат активизации віталістичної энергии, которая выходит за рамки инстинкта и является тем метафизическим стержнем, который держит на себе мир в эпоху "смерти Бога".

Багряный И. Человек бежит над пропастью.- К., 1992.

Багряный И. Огненное круг.- Новый Ульм; Нью-Йорк, 1952.

Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность.- М., 1994.

Хоменко Г. Юрий Яновский: Танатологічна версия раннего творчества.- Х., 1998.