Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Поэтика мифа на рубеже миров (По творчеству Б.- И. Антонича)



Извне в сущее попасть невозможно: как бы далеко мы не заходили в своих исследованиях, в результате же будем иметь только образы и имена.

А. Шопенгауэр.

Мифологема Бы.-И. Антонича так кратко и проникновенно очерчена М. Новиковой, а также ранішніми исследователями творчества "пьяного дітвака", по нашему мнению, является многоаспектной темой и, наконец, неиссякаемой. Поэтому постараемся приложить и свою толику в расшифровка стремление поэта к самоуглубление в екстрасоціальний мир. В "прапервні" взаимоотношения человека и мира" [1, с. 9].

Не стремясь лавров рецензента п. Новиковой, отметим только, что исследовательница довольно тщательно взялась за "классификацию" міфопростору Бы.-И. Антонича, разложив его на составляющие почти с математической точностью, ища аналогий в К. Юнга, Л. Леви-Брюля, Библии, фольклористике и т.д.

Вспомним же слова, адресованные (полуиронично) будущим довботекстам, то есть исследователям собственного творчества Б.-И. Антонычем: "...впечатление, что их восклицает искусство, это будут впечатления т в о р ц я (В.С.) или с приемника, имеют всегда характер прежде всего чувственный, эмоциональный". Именно с такой позиции мы бы и предпочитали проводить маленький экскурс в восприятие Антоничевого ego = поэзии. Ирина Вильде писала: "...действительно, у этого поэта сто пар ушей, сто пар глаз, что видят и слышат то, на что нам надо только пальцем ткнуть". Не является ли этот талант признаком той прачеловека, глазами которой Б.- И. Антоныч и мечтает чувствовать существование (в екзестенційному его смысле). Та же "мифологичность", как ее трактует п. Невідомська [3, с. 164], по нашему мнению, является лишь стартом, точкой отсчета в системе координат Б.-И. Антонича.

Как еще можно познать и правдиво воссоздать мир вокруг себя, как не живя в нем? И вот Б.-И. Антоныч удосуживается на беспрецедентный эксперимент в области литературы, отбросив уже апробированные модернистами средства вроде реанимации романтизма. Как настоящий (кто бы еще сказал, как она определяется, и сама подлинность?) художник, Б.- И. Антоныч знает, что подражание прошлого не даст ответа, а лишь базой для упражнения в мастерстве, поисках формы. И вот в поисках содержания, відлущеного от наносов цивилизации социума, поэт погружается в "Я" человека, что, кроме природы, не имела больше источников информации, открыв все шлюзы перцепции. Ради достижения цели Б.-И. Антоныч прибегает к различным мерам, как вот улавливания недолговечных образов, что возникают на грани сна и пробуждения, то есть в сфере изолированной от влияния холодного "рацио", о существовании которого и не догадывалась прачеловек. Поэтому и не найдем мы в его стихах нет определенного концепта, ни квинтэссенции как результата напряженных размышлений.

Б.-И. Антонича не ищет смысла, наоборот, он пытается убежать от него как можно дальше, отдаваясь полностью интуиции, в этом и есть антоничева эстетика - стерильность рацио и произвол эмоции. Ведь жизненная полнота познания уходит корнями в это глубинное, загадочное "нечто", шифр к которому тщательно подбирает поэт, балансируя между эмпирическим и абстрактным. Протеєрей О. Мень в своей "Истории религий" и называет этот "третий путь познания" интуицией.

Именно в этом аспекте нам бы хотелось рассмотреть еще одну сторону феномена Б.-И. Антонича - феминности путей его мироощущение. Попутно хотим вспомнить, что именно интуиция является неотъемлемым атрибутом (в той или иной степени) женщин и гениев. Б.-И. Антоныч же, переступив барьер схематичности эмпирического познания (хотя вполне безболезненно для себя - вспомним корни поэта) да и вообще всего олюдненого, окультуренного (неужели это синонимы?), которое находит отражение в "городских" стихах и пропитан вязкой атмосферой эсхатологического предчувствия Апокалипсиса.

Б.-И. Антоныч тяготеет к природе как исходной точки всего сущего, а путеводной звездой служат ему поверья и легенды родного края и, наконец, не только. Именно в его "натуралистических" стихах и реализуется и система ценностных координат пра-Антонича. Но в то же время она не константой, потому что, меняя "географічність", она постепенно набирает контуров христианской знаковости и не зря, ибо, как справедливо отмечает п. Новикова: "Полюс восторга без полюса трудной "недостойності"...для христианства невозможен" [1, с. 6], по мнению которой экстаза, что объединяет язычество и христианскую этику, их же и поляризует.

По нашему мнению, это не является объединяющей силой двух пространств духовного мира человека на изломе которых находился Б.-И. Антоныч. Для него они были равноценны, ибо углубление в оба несут очищение, катарсис. Язычество - неґацією "рацио", христианство же - очищение через покаяние, переступания себя. Думается, что именно этот путь избрал поэт на изломе миров (Лес - Город, граница веков, рацио - эмоцио) и не разочаровался в нем.

Антонич Б.-И. Сочинения / Ред.-сост. М. Москаленко.- К.: Днепр, 1998.- 591 c.

Russian Literature in the Twentieth Century / George S. N. Luckyj.- University of Toronto Press, 1992.- 136 p.

Warszawskie zeszyty ukrainoznawcze / ред. Stefana Kozaka.- Warszawa, 2000.- 455 s.