Статья
Григорий Косынка
Формы психологического анализа в новеллистике Григория Косынки
Интерес к человеческой психологии писатели всегда связывали с мастерством психологического анализа, благодаря чему углубляется многогранность художественных образов, появляется возможность проникнуть во внутренний мир героя вместо конкретно-исторического изображения. Н.Калениченко отметила, что психологический анализ в литературе начала XX века настолько углубляется, что меняет лицо литературы, вследствие чего «внешнее проявление сюжета меняется на внутренний» [4, с. 117]. В.Фащенко к психическим состояниям относит настроения, аффекты, страсти, чувства и эмоции, и говорит: «... если они осягнені художником от корня к неповторимой красоты, то всегда были и есть открытием тайн человеческой психики» [6, с. 85].
Григорий Косынка - талантливый новеллист 20-30-х г.г. ХХ века много сделал для того, чтобы в литературе доминирующим стал именно психологический аспект. Прежде всего он - психолог-людинолюб и знаток человеческого сердца. Недаром М. Рыльский, П. Панч, Ю. Мартич называли его великим мастером прямой речи героев, выразительного диалога. «И не только в языке Косинчиних персонажей и в их внутренних монологах, но и в самой авторской речи то раз дается видеть выразительные черты крестьянской психологии » [2, с. 226]. Мария Галич отметила, что стиль Косынки характеризует глубокая психологическая характеристика персонажей.
Действительно так, ведь умение во внешнем увидеть внутреннее - это особое дарование людинознавця, потому что именно благодаря сочетанию психологического анализа и эмоционального подтекста писатель активно обращается к читательского сопереживания и сотворчества.
Сам Григорий Косынка признался: «Прекрасное намерение писателя показать душу человеческую» [2, с. 318].
Психологию персонажа новеллист обнаруживает в поведении, диалогах; авторское внимание сосредоточено на явлениях внешне-предметного мира; писатель не прямо проникает в душевные переживания героя, а изображает их через фиксацию внешних признаков: «Саша испуганно поглядывал то на мать, то на покутья, на образ св. Николая, уквітчаного полевыми васильками, и хлипав...» («В доме Штурмы») [3, с.22].
Описание внешних событий и небольших саморефлексів героя Г. Косынка сочетал с помощью авторского вмешательства: «Петр Цюпка мотнул головой: в его родилась мысль...» («Сходка») [3, с.23]. Также автор применяет различные формы внутреннего монолога: высказанного («Темная ночь», «За воротами», «Циркуль», «Сердце»); имитацией невысказанной внутренней речи («Помолвку»); воспоминания о давньоминулі времена («Перед миром»). Средствами психологического анализа есть детали, мастерски использованы тропы, персонификация предметов, описания пейзажей, изображения поз персонажей, их мимики, движений, жестов и походки.
Особое место в новеллах Григория Косынки занимают сновидения. Раскрытие психологии героев - одна из главных функций картин сна. Изображая сновидения, автор, как правило, связывает его с изменениями во внутреннем мире героя. В зависимости от интенсивности этих изменений, картины сна по-разному определяют психологическое состояние героя. Например, сон главного героя из новеллы «На свеклу» олицетворяет мечты и желания: «Утренний сладкий сон; ужасно хочется спать, аж пахнет, и снится: белеет полями туман, а росой - молоко, холодное и вкусное-вкусное; перекликаются петухи...» [3, с.14]. По мнению З.Фрейда, детское сновидение является реакцией на переживание дня, которое оставило прямое, открытое исполнение этого желания. [7, с.478]. Расположение картин сна в структуре художественного произведения тоже играет определенную идейно-композиционную роль. Сновидения в начале произведения, как правило, выполняют функцию предупреждения. Г. Косынка в новелле «Анкета» демонстрирует нам состояние Антона Собачки после сна: «Не люблю, когда бандит снится. Секретный агент по бе-бе, а мне целую ночь, сволочь! сволочь! [3, с.82]. Позже мы узнаем, что Собачка «бандитом был, бандитом и остался». Непонятное «бе-бе», гадкая ругань и грубое обращение с женой настраивают читателя на определенную предвзятость и недоверие в восприятии героя. Он груб с людьми, особенно не любит интеллигенцию, жесток с женой и детьми.
Рассмотрим средства психологизации, к которым прибегает Г.Косинка, на примере новеллы «Темная ночь». Первое средство - это диалог пленного Байденка с повстанцами, которые его «посадили на углу, как почетного гостя». В этом диалоге автор воспроизводит трагичный конфликт - встретились два полярных мировоззрения, каждый из которых отстаивает свою правду до конца и ни за что не откажется от своих убеждений.
Писатель применяет в новелле внутреннее вещание, чтобы проследить процесс мышления персонажа, пульсацию его мысли и текучесть сознания: «Чудной какой-то мужчина, забавный,- думал себе Щербачок,- глаза горят, а видно, людей не видит... Хоть и коммунист...» [3, с.45].
Внутренняя речь подвергается лишь самонаблюдению. Его пульсирующий ритм скрытый от других в глубинах сознания и подсознания. Правдиво воспроизвести его - это значит дать возможность заглянуть в одну из величайших тайн человеческой психики.
Григорий Косынка изображал своих персонажей в состоянии отчаяния, глубокого горя, когда они под влиянием потрясения, тяжелого переживания раскрываются в возбужденном, почти неконтролируемом сознанием монологе. В новелле «Темная ночь есть монолог Байденка, когда он смотрит на хазяїнового сына Митька и вспоминает своего сына: «- Эх, ликвидировали нашу волю... Тлеет душа, болит... Смерть, Саша, смерть, Саша...» Герой не слышит, как к нему обращаются собеседники, потому что пдсвідомо он не с ними. Как отмечает З.Фрейд, разделение психики на сознательное и бессознательное является основной задачей психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и применить к науке патологические процессы, которые часто наблюдаются в духовной жизни [8, с.11].
В Байденка было только одна просьба: сказать что-то чужому мальчику, который напомнил ему сына, чтобы он запомнил то веское слово на всю жизнь, чтобы не стал таким, как его отец.
Итак, Григорий Косынка показал читателю, что реализация души якнайдоцільніше происходит даже без посредничества автора: внутренним монологом или даже потоком сознания.
Важным средством психологического анализа становится в Косынки художественная деталь (ассоциативная, лейтмотивная, символическая т.д) как фиксация моментального впечатления непосредственной реакции на действительность, она помогает читателю самому дорисовать изображено. М. Наєнко отмечает, что единственный сочувственный голос звучит только из уст автора, Косынка вкладывает его в персонифицированный образ явора,что в новелле выступает характерной деталью. [5, с.82].
"Серебристым письмом поклонился явор возле порога, как вели в неизвестную дом неизвестного мужчины на свадьбу смерти кровавое... Поклонился и опечаленно зашелестів..." Образ явора в новелле приобретает символичность и упоминается дважды, очевидно, для того, чтобы подчеркнуть эмоциональное напряжение, которым проникнуто содержание всего произведения. Даже природа тяжело переживает смертельную вражду, которая является трагедией народа, нации, где обе стороны оказываются жертвами. В Агеева считает, что жертв и победителей больше объединяет, чем разделяет, при других обстоятельствах они бы легко нашли общий язык [1, с.59]. Фразой "свадьба смерти кровавое" Григорий Косынка прибегает к средству контраста, чтобы подчеркнуть напряженность конфликта и острой психологической проблемы. Название произведения "Темная ночь" также является символическим. Можно отметить чувствительность прозаика к игре цветов и теней: "На трубе затанцевал от смеха лойовий ночник, а на скамье засветились засмалені лбы и тенями большими отбились по белых стенах дома фигуры человеческие..." Средством психологизации также есть изображения жестов: "Дальше встал, но сильная рука Щербачка посадила его на свое место.- Жди, тебе твое будет". В новелле использованы сравнения, эпитеты: "Он под образами, бледный, как стена, но горд, что поборол ужас...".
Итак, от фиксации изображения внешнего выражения психологического состояния героя Г.Косинка переходит в сферу психологии, прослеживает процесс мышления персонажа, его текучесть сознания и применяет многогранность средств психологизации.
Агеева В. П. Украинская импрессионистическая проза.- К., 1994.- C. 59.
Косынка Г. Гармония. Рассказы. Публицистика. Воспоминания о Григории Косынку.- К., 1988.- C. 226, 318.
Косынка Г. Разукрашенный сон.- К., 1990.- C. 14, 22, 23, 45, 82.
Калениченко Н. Л. Украинская литература конца XIX - начала XX века. Направления, течения.- К., 1983.- C. 117.
Наєнко М. К. Григорий Косынка. Литературно-критический очерк.- К., 1989.- C. 82.
Фащенко В. В. Избранные статьи.- К., 1988.- C. 85.
Фрейд З. Введение в психоанализа.- М., 1997.- C. 478.
Фрейд З. Я и Оно.- М., 1990.- C. 11.
|
|