Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
Рецепция архетипа Великой Матери в творчестве Уласа Самчука



Идея о "прообразы" в ХХ в. нашла свое развитие в концепции "архетипа". г. юнга. Ученый приписывает архетипам большую стойкость и силу, ибо нет важной идеи или видения, которое бы не имело исторических корней. Термин "архетип" психолог вывел еще со времен Филона Александрийского, впоследствии от Иринея и Дионисия Ареопагита, содержательно связывая его с платоновским ейдосом. Ученый попытался решить важную и малоизученную проблему литературы - репродукцию в ней константних тем и образов, в их исторически обусловленных вариантах. К.Г.Юнг выделяет две женские архетипы: Великой Матери и Анимы. Великая Мать - общее название образа, взята из коллективного культурного опыта. Символическим выражением этого психического феномена является изображение Великой Богини, представленное в мифах и художественных произведениях. Влияние такого архетипа прослеживается на протяжении истории, потому мы можем продемонстрировать его действие в обрядах, мифах, символах первобытного человека, а также в снах, фантазиях и творчестве современников.

В украинской культуре понятие архетипа Великой Матери играет ведущую роль. Анализируя культурный опыт украинцев, мы констатируем превосходство женского начала над мужским, однако нельзя отрицать пропорционального развития мужской и женской линий. Традицию трактовки образа женщины-матери до наших времен донесли многочисленные литературные произведения. Черты, характеризующие женские образы в древнерусской литературе - это соболезнования вдове и матери, что потеряла сына, привлекательность женщины, преданность делу родных, нежность матери и жены, верность. Уже в XIX в. женский образ потерпел эволюцию: от обездоленої крестьянки, что во всем подчиняется судьбе - к эмансипированной інтелігентки, что способна бороться за равные с мужчиной права. На рубеже ХІХ и ХХ вв. появляется новый образ женщины-матери, которая борется за собственные права, экономическое, моральное равноправие. В противоположность сентиментальным героиням в украинской литературе появляется новая героиня, что вдребезги разбивает традиционные понятия о месте и роли женщины в обществе. С развитием литературы заметным становится также и разнообразие женских образов: если в начале XIX в. объектом эстетического исследования была женщина-крестьянка; в середине XIX в. появляется образ женщины-бурлачки и женщины-інтелігентки, то конец XIX в.- начало ХХ в. наполнил эти образы новым содержанием. Достижением литературы начала ХХ в. стали образы новых женщин, которые стремятся к независимости.

Опираясь на трактовку архетипа Великой Матери К.Г. Юнгом, можно утверждать, что в украинской литературе довольно часто через женские образы писатели стремились отобразить образ Украины: образ женщины-матери является ничем иным, как образом родной земли. Трансформация образа женщины в образ Украины встречаем в творчестве многих писателей. Миф о женщине-Украину, созданный еще во времена Руины, идентифицируется с мотивом Украины-жертвы. Наиболее ярко это прослеживается в произведениях писателей, находившихся за пределами Отечества.

До писателей-эмигрантов принадлежит и Улас Самчук, один из крупнейших прозаиков ХХ века. Осмысление бытия, образ Украины - главный мотив Самчукових произведений. Писатель изображает жизнь героев в тесной связи с историческими обстоятельствами ХХ ст. Женские образы, нарисованные писателем, символизируют образ Украины, особенно ярко это прослеживается в произведении "Мария", "Чего не лечит огонь", "Ост ".

Героиней многих произведений В. Самчука есть простая крестьянка: именно через тихий, скромный, трудолюбивый образ женщины-крестьянки писатель стремился передать образ Украины. Уже позже у писателя встречаемся с образом эмансипированной женщины, которая стремилась сохранить себя и свой род за пределами страшного советского режима. Это - Украина, спасается бегством и становится эмигрантом. Главная героиня произведений. Самчука - типичная представительница крестьянской патриархальной семьи, обладает таким качествами как трудолюбие, кротость, чувствительность, способность к действию. С развитием исторических событий развивается и женский характер у Самчука: это уже крестьянка, которая получила образование, живет в городе, но также подвергается воздействиям исторических обстоятельств.

Женский характер у Самчука создается сквозь призму видение автором истории Украины. Через женский характер автор усиливает трагическое восприятие судьбы родной земли, передавая ее историю через поступки и биографию главных героинь. Вынужденное изменение пространства - эмиграция, вызывает боль искоренения из Отечества, увеличивает эмоциональную окраску произведений. Мечта вернуться на Родину не покидала писателя до конца жизни. Поэтому ведущей темой в творчестве писателя является Украина, ее боль и созданная в мечтах воля и возрождения.

Зарекомендовав себя писателем регионального патриотизма ("Волынь"), писатель в течение всей творческой жизни выступает аполегітизатором Волыни. В произведении "Волынь" видение мира концентрируется на Украине; в романе "Чего не лечит огонь" военные действия в Украины базируются на символическом фоне истории мира. Герои романов "Волынь" и "Чего не лечит огонь" у. Самчука - часть Украины, один из способов создания целостного образа Родины. В обоих произведениях писатель подробно описывает волынские земли. Малая Родина писателя предстает перед читателям и топографически, и в изображении быта, и в описаниях крестьянских, военных будней, и в поведении и характере героев.

Волынская романтика писателя интегрируется другими субетнічними типами украинской ментальности с центром всего мира - Киевом. Работая в период Второй мировой войны в газете "Волынь", писатель имел возможность увидеть всю Украину, которая произвела на него гнетущее впечатление: обездоленные, угнетенные бытием и обстоятельствами украинцы, духовно и физически уничтожены советской тоталитарной системой. В мемуарах "На белом коне", "На коне вороном", написанных на другом континенте, в Канаде, отчетливо очерчивается определенный патриотический направление размышлений писателя, вырастает образ духовной Украины без границ, который писатель пронес в своем сердце всю жизнь.

Надо также отметить, что у Самчука мы встречаем образ не только материковой Украины, а и образ украинской Америки, которая стала вторым домом автора.

Итак, образ женщины-матери, Отчизны архетипический для украинской литературы, является ведущим в творчестве Уласа Самчука.