Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Мифопоэтика воды в романе в Пидмогильного "Небольшая драма"



Развертывание «водного комплекса» В.Підмогильним в романе «Небольшая драма» вполне можно считать міфопоетичним, поскольку прастихія в произведении предстает глубокой метафорой, точнее было бы сказать, что она выступает ядром, своеобразным кодом, который значительно шире и глубже, чем просто символ воды. Художник рассматривает «водяное» не как некую стихию, а скорее, как ее принцип, свойственный как воде, так и человеческой среде, которые своеобразно семантизуються.

Марта Высоцкая, центральный персонаж произведения, подсознательно воспринимает воду, как материнское лоно («Ибо, говорят, жизнь вышла из воды, и вода нас манит»), что напоминает мотив рождения Афродиты из морской пены; ракушка - образ родного места. Поэтому вполне понятно, почему возвращение к своему естественному истоку или временное пребывание в нем девушка осознает как величайшее благо. Оставшись рано без матери, она стремится найти в реке компенсацию ласки и тепла, а позже отдать должное своей праматеринській стихии. Выйдя из ее лона, Марта мечтает об открытии своего в ее присутствии: «она ждала связать конец девичества в некое неделимое, непосредственное целое, чтобы родиться женщиной там, где родилась, круг большой реки, среди большого степи в торжественном празднике любви и природы» [3, 111].

Половая нереализованность, что проявилось через сон с цветами, которыми покрыты были... крутые побережья рек», заставляет Марту сделать выводы о «нежную и непобедимую болезнь, что таится в недрах земли и человеческого тела, по преданию восставшего из земли, - на недуг стремление к соняшного палу, что без конца вращает плодющу сырость жизнь» [3, 57]. Женская сила отождествлялась как с землей, так и с водой, хотя могла быть олицетворением земного и водного начал в одном персонаже, что засвидетельствовано в мировой практике: «иранской мифологии - Ардвісура Анахита, скифской - Апи» [2, И, 240]. Вследствие чего в міфологемах всемирная гармония на физическом уровне вставала через пошлюблення вогнесвітла с водой. «Этот символ у славян осуществлялся в день Купала и был прообразом полового слияния на земле. Поэтому в конце праздника юноши и девушки сочетались в браке» [ 1, 71]. Считалось, что высшая сила солнечной энергии в это время дарит лучшие черты потомкам, вследствие этого купальскую ночь называли еще «слюбною» (брачной) ночи, лучшим временем для зачатия детей. «Поэтому дети, которые родились на Пасху, считаются счастливыми («купальскими») детьми» [ 1, 143] . Подобные праздники существовали у многих народов: финнов, германцев, венгров, литовцев и т.д.

Параллельно могла существовать модель брачного союза неба как мужского начала и воды или земли как женского. Поскольку вода - это среда, аґент и принцип всеобщего зачатия и рождения, то вполне закономерно, что «зима, когда останавливается движение большого жидкости, всегда казалась девушке мертвой и злой» [3, 14]. Здесь уместно провести параллели между циклическими символами, которые делятся на четыре главные фазы: четыре времени года (весна, лето, осень, зима), четыре времени дня (утро, полдень, вечер, ночь), четыре периода жизни (молодость, зрелость, старость, смерть), четыре аспекта водяного цикла (дождь, фонтан, река, лед). Как видим, в Пидмогильного четко вырисовывается однофазовий архетипический ряд: зима - ночь - смерть - лед. По мнению Юнга, таких праобразів существует много, однако все они так долго не появляются в снах отдельных людей, пока не будут возбуждены отклонениями сознания от какого-то среднего пути [ 4, 106] . Это утверждение ярко проявляется в критические моменты жизни Марты, которое немыслимо без праобразу воды, потому что для нее - это зеркало человеческого естества: «Все любят воду, только бешеные боятся ее».

Дохристианские верования; Принятие христианства / под ред. Б. Лобовика. // История религии в Украине: в 10 т./ Редкол.: А. Колодный (председатель) и др.- К.: Укр. Центр духовн. культуры, 1996-1998.- Т. 1. 384 с.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А.Токарев.- М.: Советская энциклопедия, 1987.

Пидмогильный В. П. Небольшая драма: Роман, повести / Вступ. ст. К. П. Фроловой.- Днепропетровск: Проминь, 1990.- 326 с.

Юнг К. Г. Психология и поэзия // Слово Знак Дискурс Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. Марии Зубрицкой.- Львов: Летопись, 1996.- С. 93-108.