Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Стус
Экзистенциализм как бытийная философия Василия Стуса



Василий Стус всегда, даже в самые тяжелые минуты своей жизни, твердо верил, что вернется к своему народу, как не сам, так душа его будет с родным краем, обзовется своим громовым словом к братьям своим, что край его услышит.

Нас поражает редкая трагическая неделимость поэзии и судьбы. Биография и самонастановлення в него неотделимы друг от друга. Василий Стус - то есть трагическая фигура « черной « эпохи, которая проглотила пастями тюрем лучших сыновей и дочерей Украины. По словам Дзюбы он принадлежал к тем, «что за рутиной будденщини видит трагические бездоння непостижимого, доискивается невозможной ответы на вечные вопросы и застрашений відпочатковою абсурдностью бытия перед глазами смерти, хотя и может смотреть в них стоически« [1, с4]. Василий Стус - то поэт полюса трагизма.

Ощущение трагизма к поэту приходит с осмыслением жизненной позиции, с осознанием призвание быть поэтом. Ведь поэт в его понимании - это человек, который вырывается из ограничений привычности и стремится утраченного и неосягненого.

Василий Стус всегда, на протяжении своей жизни отстаивал право оставаться собой, быть таким и вести себя так, как он себя чувствует, и это из гуманистических стремлений переходит в политическое убеждение. Стус - система: подчинение или нет. Поддержку в решении этого вопроса, в изобретении своего места в этом абсурдном мире, в мире противостояния поэт нашел в философии экзистенциализма. Ему от природы были близки смысложизненные вопросы вины и ответственности выбора, места в мире, отношение человека к своему призванию, к смерти - это те вопросы, которые составили ядро проблематики экзистенциализма. В лирике Василия Стуса можно выделить следующие основополагающие принципы и проблемы, как проблема бытия, проблему выбора, проблему мыслящего «я», принцип перспективізму и т.д. На основе собственного світопочування, духовных наставлений поэт в свой образ выстраивает эту проблематику и стремится разрешить экзистенциальные вопросы.

Ведя речь о экзистенциализм, следует отметить, что прежде всего Василию Стусу близка идея « трагического стоицизма «, как противопоставление тяжелым условиям жизни и пагубном социума своих внутренних сил, свой духовный потенциал. Трагический стоицизм В. Стуса в некоторой степени является генетический, учитывая исторический опыт нации, глубоко им осмислюваний и пережитый лично. « Мой путь - моя радость! «- так сформулировал в одном из писем свой выбор поэт. Он человек духовно непокоренная, а потому и отдает предпочтение свободе внутренней, сознательно выбирая жизнь за решеткой, определив свое состояние как «пребывание на грани«. Он ярко отражен в сборнике « Палимпсесты «.

Для поэзии в. Стуса характерной является связанность ее с «философией существования«- с поисками и познанием человеческой личности как индивиду, а значит с философией экзистенциализма. Погружение в самого себя, попытка глубже познать окружающий мир через собственные чувства было одной из главных задач Стуса-художника. Теме осмысления собственного «я« посвящено стихотворение «Эта боль - как алкоголь агоний...». По мнению поэта, каждый должен, осознав самого себя, познавать жизнь, искать свое место в мире, согласно тому, чего желает душа.

В целом достижения поэта на пути решения экзистенциальных вопросов могут быть охарактеризованы словами М. Хайдеггера: «Стать тем, кто ты есть». И эта позиция Василия Стуса четко очерчена в поэзии «Мне звезда сияла сегодня утром»

Жить - то не есть преодоление границ,

А навикання и самособоюнаповнення.

В «самособоюнаповненні« - суть стусівського екзистенкціалістського мироощущение. Его «самособоюнаповнення« нацелено было на самопознание, самосовершенствование себя как духовной субстанции. Начало этого процесса намечены поэтом уже в «Зимних деревьях « и «Веселом кладбище«.

Бытийная для Стуса философия экзистенциализма помогла ему выдержать идеологический террор, быть « в состоянии постоянной душевной (мировой) гармонии « [2, с.239], и преодолеть путь на поэтическую Голгофу, на которую он сходил и на которой он замахнулся приковать себя на кресте скорби и жертвенности.

Дзюба И. Резчик власногодуху // Стус В.С. Под бременем креста.- Львов: Каменяр, 1991.- 159 с.

Стус В. С. Окна в позапростір.- К.: Радуга, 1992.- 262 с.

Стус Д. Жизнь и творчество Василия Стуса.- К.: Фотовідеосервіс, 1992.- 86 с.

Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993.- 447 с.