Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В НОВЕЛЛИСТИКЕ О.ГОНЧАРА



Пейзаж в новеллистике О.Гончара занимал одно из ведущих мест как средство раскрытия взаимоотношений человека с миром, в котором она живет, и как средство раскрытия образа человека, его характера. Пейзаж может выступить и составным элементом обстоятельств. Следует отметить, что у каждого писателя является доминирующим тот или иной пейзаж. В О.Гончара - степь. Писатель демонстрирует нам в первую очередь локальные пейзажи, то есть образы родного края. Тем самым он воспроизводит,удачно передает национальный колорит пейзажа. Например, описание степи в новелле «За миг счастья»: « Лето было..., зеленели виноградники, и первые снопы сверкали в полях. Ослепительный день, когда светятся стерни... Стерня, свежее литье копен, снопы и снопы - все сверкает золотом, все брызгает жнив'яним солнцем. А один стог еще не вивершений, еще без короны»[1, с. 518 - 519].

Пейзажные зарисовки в. Гончара является активным участником ситуации, способствуют накалу действия, более глубокому раскрытию характеров действующих лиц. Именно в этом проявляет себя ситуационная сущность пейзажа.

Сквозной для творчества О. гончара является тема войны, раскрытие которой идет по свежему следу в сороковые-пятидесятые годы (новеллы «Модры камень»; «Весна за Моравой»; «Илонка», «Горы поют»; «за миг счастья»). В названных произведениях активно используется «батальная» пейзаж.

Для этой группы произведений характерно противопоставление родной и «чужой» пейзажной обстановки. прослеживается превращение «мирных» пейзажей «батальные», глубокое проникновение в психологию образов: «Морава ласково плескалась в берега. Деревья дремали на солнце. Белые домики смеялись до весеннего солнца, старшина вспоминал землянки на Родине, выкопанные на пожарищах. Целые села там перешли жить под землю »[1, с.488].

С 50-х гг. писатель стал активно разрабатывать современную тематику. В произведениях этого времени можно найти немало замечательных украинских «мирных» пейзажей: «Белый полдень вокруг... Далеко ходят комбайны. Маячит на горизонте каменная башня элеватора. Вихрь кудрявно, слепо блуждает по степи, пересекает дорогу, и дальше только стерня переблискує, где он пошел, уже прозрачный» [2, с. 485].

Имеющиеся у писателя и пейзажи-воспоминания, в которых мало характерных деталей, вместо них автор создает лишь общее впечатление: «... далеки Рудные горы везде идут за мной, ближе с каждым днем, все шире разворачиваясь в своей трагической очарования. Вижу уже их не забиты снегом, а зеленые, темные, согретые весенним солнцем, когда полонины, как синие озера зацветают тем первым цветом весны, что зовется - нібовий ключ»[1, с. 484].

Пейзаж активно используется писателем как необходимая составляющая сюжета художественного произведения. Между пейзажем и сюжетом прослеживается взаимозависимость: образы природы влияют на освещение событий, их ход и развитие, и наоборот, ход событий влияет на особенности восприятия изображенных картин природы.

Гончар принадлежит к тем писателям, которые предоставляли пейзажеві особого значения. Художник обогатил художественную литературу образами украинской природы, да и не только украинской. Все эти образы у него оригинальные, неповторимые, а часто имеем дело со своеобразным пейзажным живописью.

Гончар О. Сочинения: В 7-ми т.- К.:Днепр, 1987.- Т. 1.- 550 с.

Гончар О. Сочинения: В 7-ми т.- К.:Днепр, 1987.- Т. 3.- 560 с.

Наєнко М. К. Подвижник // Слово и время.- 1993.- №4.- С. 25.