Статья
ХРОНОТОП ПОВЕСТИ В. ДОМОНТОВИЧА "ДОКТОР СЕРАФИКУС"
Предметом исследования является повесть В.петрову-Домонтовича "Доктор Серафикус" (1927-1928г). Первое издание произведения появилось лишь в 1947 году в Мюнхене.
Изучение часопросторових отношений в пределах конкретного произведения поможет нам выяснить доминанты творчества, мировоззренческие позиции автора. Методологической основой работы являются труды М.бахтина, Ю.Лотмана, Н.Копистянської.
Социально-историческое время представлено в произведении сквозь культурно-исторические реалии эпохи, за которыми угадываются 20-е годы ХХ ст. в Украине. Несмотря на "культурологическую" насыщенность произведения, главный герой, доктор Серафикус, остается непричастным к собственной эпохи и страны. Хронотоп героя - условный мир человека ХХ века.
Доктор Серафикус является продуктом технократической эпохи, результатом неустанного прогресса, который привел к появлению человека-автомата. Такая "человек" стремится запрограммировать себя так, чтобы работать, как отлаженный конвейер. Для "серафікусів" нет никакой разницы, что производить - детали, научные примечания.
В сознании героя пространство делится на свой (собственная комната) и чужой (весь остальной мир). Хронотоп комнаты (дома) является местом хранения, безопасности, в противовес враждебному для героя хронотопа дороги, "я не люблю каких-либо неожиданностей," - твердил Серафикус [2, с.240].
С хронотопом дома и дороги в контексте данного произведения неразрывно связан "хронотоп порога", который был определен М.Бахтіним так: "это хронотоп кризиса и жизненного перелома" [1, с.280]. В структуре повести прослеживается определенная закономерность. Смена трех хронотопів всегда происходит в таком порядке: от "хронотопа дома" (комната Серафікуса) с помощью вражеского "хронотопа дороги" к порогу чужого пространства. Каждый чужой порог имеет свое имя: порог перед дырой в земле (Ірця), коридор (Тася), лестница (Вер). Последовательное НЕ-преодоление героем часопросторових порогов свидетельствует о тщетности усилий, бесплодность попыток технократической человека "перейти этот рубикон", пока она не избавится от собственных химер, которые мешают ей увидеть во взаимоотношениях мужчины и женщины что-то, кроме грязи и неуместности.
Органическим звеном, что соединяет "хронотопы порогов" является кризисный сон героя, в котором он купает маленькую Ірцю, а потом рассказывает ей сказку, и кажется Серафікусу, что это ему няня рассказывает, а не он - Ирке. С помощью воображаемого хронотопа сна реальное время произведения расширяется, вбирая в себя время счастливого детства героя. Итак, время сна есть универсальный время счастья и нежности.
Ни один из персонажей произведения не имеет целостного представления о свое время. Только авторская сознание способно совместить в один хронотоп конкретно-историческую атмосферу в Украине 20-х годов и технократический мир человека ХХ ст., который балансирует над пропастью бездуховности и потери каких-либо нематериальных ценностей. Хронотоп повести - это "хронотоп порога", то есть кризисного состояния механической, безпредметної суток
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи.- М., 1986.
Домонтович В. Доктор Серафикус.// Домонтович В. Без грунта. Повести.- К., 2000.- С. 174-278.
|
|