Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Наталена Королева
Легендарные средневековые структуры как важные характеротворчі элементы в прозе Наталены Королевы (На материале повестей "1313" и "Quid est veritas?")



Одной из крупнейших заслуг Наталены Королевы (1888-1966) является то, что она, как и Леся Украинка, Иван Франко, обогатила украинскую литературу "общечеловеческими сюжетами, выводя (его.- И. А.) тем самым на более широкие, всемирные горизонты" [2, с.6]. Писательница оригинально трансформировала бродячие образы и мотивы, что свидетельствует о высокий художественно-эстетический уровень художественного наследия автора, ибо, как отмечает А. Бушмина, определяя формулу эффективности литературных влияний, "результат этот тем значительнее, чем полнее, совершеннее осуществлено творческое преобразование унаследованного, воспринятого элемента" [1, с.97].

Экстратемпоральные и интернациональные легендарные средневековые структуры, которые "склонны к высокому уровню семантической универсализации" [7, с.5], выступают одним из важнейших средств раскрытия характеров в творчестве Н. Королевы, в частности в повестях "1313" (1935) и "Quid est veritas?" (1939).

Так, важной деталью характеристики Константина Анклітцена, главного героя повести "1313", есть ключевая интенция: "Ох, камень философов! Как я еще далеко от тебя" [4, с.139]. В дальнейшем развитии образа любознательного алхимика разочарование в достижении только что упомянутой цели будет одним из толчков к заключению договора с нечистым. Следует также отметить, что, согласно канонам средневековья, философский камень должен быть способным не только превращать металлы в золото, но и давать возможность получить эликсир жизни, трансформировать обычного человека в духовную, соединить человеческое с божественным [3, с.20].

С этой точки зрения эксперименты молодого исследователя, который по-анахоретськи отказывается от личного счастья ради познания, созвучные с "Фаустом" И. В. Гете, где проблема интеллекта в контексте средневековой эпохи воспринималась как конфликт с Богом, ибо разум в те времена воплощался в образе Сатаны.

Таинственная формула выступает неотъемлемым элементом воспроизведения трагического состояния неоднозначной личности, которая в сецессионный период истории перешагнула рубеж с "Civitas Dei" в "Civitas diaboli" [6, с.106].

Чаша Ґрааля - один из тех сакральных сокровищ человечества, которые "касаются самых глубоких пластов души и способны вести ее к таинству Христа" [5, с.26] - важный компонент в раскрытии глубинной сущности образов Понтия Пилата и Мариам ("Quid est veritas?").

Желание прокуратора найти загадочный бокал с кровью Мессии после преодоления духовной и физической деградации моральным раскаянием и выбором "пути любви", осознание греховности своего прошлого, восстановление связей со Вселенной и гармонии со своим "Я" можно трактовать в повести как эквивалент возрождения.

Убеждение Мариям стать "носійкою бокале спасения" - кульминационный момент в характеристике героини, которая поборола сложный морально-этический конфликт: отреклась от епікурейського образа жизни и выбрала для себя великую миссию - нести мистическую чашу вместе с "благой вестью" народам Европы. Мироносица, став носителем "Святого Света", фактически вошла в позаматеріальні сферы человеческого бытия.

Итак, традиционные легендарные структуры - весомые средства создания онтологических и аксиологических воззрений, гносеологічних и религиозных поисков, психологических и поведенческих доминант - приобретают глубоко индивидуальных особенностей художественного выражения в характеротворенні персонажей повестей Наталены Королевы.

Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы.- Л., 1978.

Завадович Г. Предисловие редактора к первому изданию "Quid est veritas?" // Вселенная.- 1996.- №2.- С. 4-7.

Энциклопедия мистицизма.- С-Пб: Литера, 1996.

Королева Наталена. 1313 // Королева Наталена. Предок.- К.: Днепр, 1991.- С. 135-269.

Майер Г. В пространстве - время здесь... История Грааля.- М.: Этима, 1997.

Marrou H. Augustyn.- Krak?w: Znak, 1966.

Нямцу А. Есть. Традиционные сюжеты, образы и мотивы // Гречанюк Ю. А., Нямцу А. Есть. Проблемы историзма и традиции в литературе ХІХ-ХХ века.- Черновцы: Рута, 1997.- С. 4-70.