Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Андрей Чайковский

Жизнь и творчество Андрея Чайковского




Родился Андрей Яковлевич Чайковский 15 мая 1857 года в городе Самборе на Львовщине в семье мелкого чиновника. Рано оставшись сиротой, жил у своих родственников: сначала в селе Гордыня Самборского уезда, а с 1869 года - в Самборе. Будущий писатель происходил из так называемой ходачкової (дрібномаєтної) шляхты, детство свое провел в ее среде. До середины XVII века эта прослойка населения имела привилегии, а позже, в 50-60-х годах, ей остались разве что воспоминания о них. И все же она была преисполнена гордостью за прежние права. Теперь она отличалась от «простых» крестьян одеждой, отдельными чертами быта и своеобразной речью.

Рос Андрей в живописном крае над Днестром, среди людей трудолюбивых и поющих, жадно впитывал в себя сказки, легенды, сказания о былых временах, прислушивался к песням и мальчишеских шуток. Впечатления детства позже пригодились ему как писателю.

Первым его наставником была бабушка, с ней он освоил польский букварь, научился читать и писать. В начальную школу не ходил, домашнюю науку продолжал под опекой учителя церковной школы села Гордыни Теодора Присташа. Позже писатель с уважением вспоминал его как человека умного и доброго.

в 1869 году Андрей стал учеником самборской гимназии. Здесь почувствовал, скудны его знания украинского языка и литературы. До сих пор имел возможность прочесть лишь молитвенник, учебник В. Ковалевского и «Венок для вежливых детей» Якова Головацкого.

Шише в пятом классе гимназии впервые увидел будущий украинский писатель «Кобзарь». Как чрезвычайную святыню доверил ему эту книгу гимназист-товарищ, который пришел к самборской гимназии из Перемышля.

Притеснениям директора самборской гимназии попа Баревича ученики противопоставили культурно-образовательную работу тайного кружка, который имел выход на широкие круги молодежи, поддерживал связи с гимназистами других городов. В 1873 году к этому тайному кружку примкнул Чайковский, а в 1877 году - стал его председателем.

В гимназический период начала формироваться национальное самосознание будущего писателя: его заинтересовало историческое прошлое Украины. И первыми доступными для него книгами подобного содержания были произведения польских писателей - М. Чайковского, Г. Сенкевича, которые обращались к украинской тематике.

В гимназии он пробует писать. Брался за рассказы, драмы. Произведения этой поры отличались хорошим поэтическим языком, остроумием. Однако скоро оставил литературные упражнения. Неуверенность в собственных силах, отсутствие должной оценки со стороны мастеров слова остановили его творческие порывы.

в 1877 году Чайковский поступил на философский факультет Львовского университета. Начались еще более нуждающиеся, тяжелые дни. Не имея чем платить за обучение, он бросает философию и идет в войска. Через год возвращается в университет - теперь уже на юридический факультет. Здесь с головой погрузился в студенческую жизнь - возглавил молодежную организацию «Дружественный ростовщик», а вскоре стал одним из основателей «Кружка юристов».

{Выходят в свет очерки, рассказы, юморески, повести: «Вуйко» (1895), «Образ гонора» (1895), «Олюнька» (1895), «Бразілійський хорошо» (1896), «В чужом гнезде» (1896), «Серенада в навечерие св. Войцєха» (1896), «Моя первая любовь» (1896), «Курателя» (1897), «Рекрут» (1897). В них писатель показывал жизнь ходачкової шляхты, случаи из адвокатской практики.

Благодарным материалом для творчества Андрея Чайковского стали также пройдены им в юности «университеты жизни», о чем убедительно свидетельствуют автобиографическая повесть «Своими силами» (1902) и близкая к ней по сюжету и идейному замыслу повесть «По милости семьи» (1911).

В этих произведениях яркое проявление нашла просветительская мировоззренческая концепция и просветительская эстетика писателя, который призвание художественной литературы видел в обучении и воспитании читателя. Счастливые концовки этих произведений должны были, по замыслу автора, сконденсировать воспитательные идеи: добро побеждает зло; несправедливость неизбежно наказывается; терпеливость, трудолюбие и благородство становятся для героев залогом успехов, признания и личного счастья.)

(Много времени у писателя забирала адвокатская работа ради кусника хліба. В ней он достиг настоящего мастерства. Его оборонительные речи были полны искренним юмором, отмечались пониманием человеческой души, знанием юридических законов, глубокой жизненной логикой. Они в основном достигали своей цели - оправдания подсудимых. Чайковского любили крестьяне, потому что он защищал в суде их интересы, часто беседовал с ними, давал бесплатные консультации.

Особого внимания заслуживают рассказы «из зала»: «Ни разу не ударил», «Лучше смерть, чем неволя», «Кто виноват?», «За тряпку сена», «Сожалению веса не имеет», вошедшие в сборники «Рассказы» (1904), «Рассказы» (1920).

Андрей Чайковский не воспринял Великой Октябрьской социалистической революции. Он продолжал жить надеждой на исполнение... освободительных идеалов». Эти убеждения и привели писателя к контрреволюционной Центральной рады, а позже - до буржуазного правительства Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР). В ноябре 1918 года Чайковского был избран самбирским уездным комиссаром ЗУНР. (С 1914 года писатель проживал в Самборе.) Вникнув в дела этого правительства, непосредственно столкнувшись с мелочностью, цинизмом и расточительством представителей власти, он подал заявление с просьбой освободить его от обязанностей комиссара. Однако его просьбу не удовлетворили.

Через двадцать лет писатель снова - теперь уже в книге воспоминаний «Черные строки» (1930) - окинул критическим взглядом беспорядочную и нищее послевоенное существование Самборского уезда и сытую жизнь старшин националистического лагеря. И хоть бывший комиссар и критиковал западноукраинский буржуазное правительство, но не так за его антинародную сущность, как за то, что его, это правительство, в свое время не «усовершенствовали», не «укрепили».

В 1919 году писатель переехал в Коломые. Здесь 2 июня 1935 года тяжелая болезнь оборвала его жизнь. Остались несбыточными творческие замыслы, планы, хоть он работал до последних дней своих.

В фольклорном ключе подает Чайковский образы запорожцев: Семена Непорадного, который «сгибал железные штабы, а коня поднимал впереди себя, как барана», безымянного казака-танцора, человечного сотника Скорби, храброго предводителя Трески, мочевого бандуриста деда Панаса, который «не давался старости и волочился с казаками, играя на бандуре и розвеселяючи их игрой и пением». Автор, подчеркивает такие черты запорожцев, как священное чувство долга перед своим народом, мужество, изобретательность, благородство, верность дружбе, жизнерадостность).

Казаки в повести «За сестрой» выступают не мстительными, а защитниками мирного населения. Они высоко несут рыцарскую честь - не затрагивают дипломатических гонцы-татар, а татар-воинов уничтожают только в битвах. Уничтожают потому, что грабительская политика незваных гостей заставляет запорожцев защищать своих земляков от разбоя и рабства. Казаки гуманно относятся к татарам-пленников (Мустафы-аги, Гусейна), однако не радуют потурнаків-украинцев, которые предали родину и перешли на службу к захватчикам (эпизод расправы над Карим).

Теплыми словами передает писатель отцовские чувства Девлет-гирея Ибрагима: тоску по сыну-одиночкой Мустафой, радость от долгожданной встречи с ним.

Идиллической концовке повести «За сестрой» (Девлет-гирей и мурза Мустафа искренне разговаривают с Павлусем и Анной, отпускают их на волю) предшествуют противоречивые размышления Павлуся Судака, словно концентрируют в себе переживания соотечественников юного казака: незаживающей тоску, желание жить с татарами в мире и согласии, мучительное непонимание раздоров. «...Чего они нас задевают, мучают? Разве же мы им мешаем?»)