Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Леся Украинка (1871-1913 гг.)

«Боярыня»

Обращение к проблемам национальной истории

Драматическая поэма Леси Украинки «Боярыня» принадлежит к тем произведениям, которые еще до недавнего времени были не известны читателю. Впервые поэма увидела свет в 1914 p., уже после смерти писательницы. «Боярыню» были изданы отдельными изданиями 1918 и 1923 p., а уже к 1989 г. она не только печаталась, но нигде о ней даже не упоминалось. Лишь в 20-30-е гг., во времена второй волны национального возрождения, появились единичные статьи в отношении поэмы, а затем - вновь молчание вокруг произведения, ибо это произведение посвящено драматическим событиям истории Украины.

В эпоху «расцвета» социализма любое упоминание о национальное своеобразие расценивалась как крамольная и терпела якнайжорстокіше.

Из всех национальных проблем Леся Украинка выбирает самые острые, самые драматичные проблемы национальной измены и национального тоски, осмысливая их на материале украинской истории XVII века, точнее - эпохи Руины. Эта эпоха принадлежит к самым трагическим в истории Украины.

Упомянутым проблемам Леся Украинка уделяет постоянное внимание. Даже тогда, когда она тяжело болела и находилась далеко от Родины, ее интересовали общественно-политические вопросы.

Лечась в Египте, писательница течение трех дней (27-29 апреля 1910 г.) создала драматическую поэму «Боярыня».

При написании этого произведения Леся, хорошо знакома с историей Украины, использовала известные ей работы украинских историков, прежде всего Костомарова: монографию «Руина», статье «Две русские народности», «Очерк домашней жизни...», повесть «Черниговка», а также труды Єфименкової « Южнорусские братства», «История русов», художественные и научные труды Пантелеймона Кулиша.

Кроме этих материалов, писательница ознакомилась с письмами Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, где речь шла о нарушении царскими воеводами Переяславских соглашений.

«Боярыня» - это первая поэма поэтессы об исторических событиях в Украине.

Действие происходит во второй половине XVII века, когда Россия нарушила соглашения, заключенные на Переяславской раде. Украина, которая по условиям договора должна была быть только в военном союзе с Россией, через воинственную политику царизма и раздор между отдельными представителями казацкой старшины, которые вели между собой братоубийственную борьбу за власть, превратилась в руины. Несчастливая судьба, что постигла свободолюбивый украинский народ, определяла его дальнейшую политическую и общественную жизнь на протяжении нескольких веков - почти до нашего времени.

Переяславская рада была важным историческим актом. Столетней борьбой с Польшей Украина завоевала себе независимость, но польская шляхта, крымское ханство и султанская Турция продолжали свою захватническую политику.

Как отмечает историк Николай Аркас, Богдан Хмельницкий глубоко изучал ситуацию, виважував свое решение, прежде чем принять его окончательно. «Безвременье, бессилие, бесправие и лукавство Польского правительства; непрестанные войны и передряги, а через них занехаяні и прожеваны нивы и хозяйство; недород несколько часов, надежда на народные лучшие времена, надежда на гетмана, что он выбросит Украине лучшую судьбу, - все это не раз заставляло Хмельницкого оглядываться вокруг и искать такой защиты, что действительно дал бы бедняжке Украине легко вздохнуть. Но что видел он вокруг? Польша сама еле справлялась с беспорядками у себя дома, и последними временами со своей католической верой слишком далась в знаки Украине; тяжелая борьба непрестанная с ней сделала из нее еще клятішо-го врага Украины».

Основным препятствием к единению было то, что Российское государство находилось под неограниченной самодержавной властью.

«А тем временем украинцы с давних времен были народ сугубо демократический (простолюдний) и вообще такой, что равные права для всех считал за главное в своей жизни, за святыни, за которые он так долго и упорно боролся столько веков. В те давние времена ни один еще народ не имел такой «демократической» республики (государства с выборным державцем), которой была Украина, не имел такого равноправного и крепкого военного строя в себя, имела Янв Запорожська, - это был украинский рыцарский орден, который не имел себе равных в Европе и до наших времен.»

Российский царь колебался относительно целесообразности воссоединения с Украиной. Несмотря на все эти колебания украинский народ надеялся на помощь могущественного Русского государства. Пышное и большое русское посольство, которое приезжало до Хмельницкого, люди встречали с радостью. Царь Алексей Михайлович понимал всю важность дела и поэтому послал в Украину высокообразованных и знатных людей.

Одним из послов был мудрый и хитрый боярин Василий Васильевич Бутурлин. Итак, посольство в таком составе могло наилучшим образом отстаивать интересы своего государства.

Переяславская рада состоялась 8 января 1654 г. Присяга на верность оказалась односторонней. Когда Хмельницкий потребовал от Бутурлина и других членов посольства, чтобы они присягнули от имени царя, то Бутурлин ответил, что в Московском государстве подданные присягают царю. Во время последних переговоров гетман и старшина пытались получить от послов письменное заверение, что все казацкие требования будут выполнены. Но послы и от этого отказались.

После Переяславской рады российские послы решили привести к присяге всю Украину. Однако, как свидетельствуют и Аркас, и крип'Якевич, часть казацкой старшины, а также киевское духовенство отказались от присяги.

И. Крипьякевич приводит некоторые интересные факты относительно этого: « Польско-шляхетские агенты распространяли слухи, будто объединение Украины с Русским государством вызвало в некоторых полках оппозицию, Уманский, Брацлавский, Кроцивенський и Полтавский полки отказались от присяги, что Иван Богун не хотел присягать и что половина Украины оторвалась».

На самом деле такие слухи не соответствовали действительности.

Хмельницкий вскоре ощутил всю тяжесть своей зависимости от Москвы. После его смерти Украина стала ареной междоусобных войн за гетманскую булаву, функцию страну. Сподвижники Хмельницкого считали необходимым создать автономную украинскую государство во главе с гетманом, власть которого распространялась бы на весь народ, а не только на казацкое войско.

Чтя память Хмельницкого, казаки доверили гетманскую булаву его сыну Юрасю, но тот отказался, потому что был еще слишком юн. Тогда решили дать ему возможность закончить обучение в Киевской Академии, а пока что выбрать гетманом военного писаря при Б. Хмельницькім - Ивана Выговского. С этим не согласился полтавский полковник Мартын Пушкарь, который сам хотел стать гетманом. Он послал в Москву донос на Выговского. Началась борьба между сторонниками Пушкаря и Выговского. Выговский разбил Пушкаря. Казацкая старшина стала склоняться к союзу с Польшей. Выговский собрал Гадяцьку совет, по решению которого Украина становилась союзницей Польши. Однако украинский народ был недоволен присутствием на территории страны татарского и польского войск. Что касается Выговского, то он заботился прежде всего об интересах казацкой старшины, а не рядовых казаков. Пошли слухи, что гетман -- предатель, хотя они были безосновательны. Выговский вынужден был отречься от булавы.

Казаки опять-таки выбрали Юрия Хмельницкого. Но, прогетьманувавши пять лет, он постригся в монахи. Власть хитростью захватил зять Богдана Хмельницкого Павел Тетеря, который начал расправляться с возможными претендентами на булаву. Так начался период Руины.

Тетеря также недолго удержался у власти и бежал в Польшу. На Правобережье казаки выбрали гетманом Ивана Брюховецкого, действия которого вызвали недовольство народа. Возмущенные поведением гетмана, казаки убили его.

Гетманом Правобережной Украины в 1665 г. стал Петр Дорошенко. Это была умный и талантливый человек, которую народ назвал «Солнцем Руины».

30 января 1867 г. Польша и Россия подписали Андрусовское перемирие, по которому Левобережная Украина с Киевом осталась за Россией, а Правобережье вновь подпал под власть Польши. Тогда Дорошенко попросил помощи у Турции и за короткое время освободил Правобережья от поляков. 1672 г. Польша признала Украину независимым казацким государством. Но здесь против Дорошенко выступил Иван Сирко, запорожский кошевой атаман, который считал турок найнебезпечнішйми врагами Украины. Получив из дома тревожную весть, Дорошенко вынужден был на время покинуть войско, оставив во главе его Демьяна (Демка) Многогрешного. Воспользовавшись случаем, Многогрешный при помощи российского правительства стал гетманом всей Украины. Это была нервная вспыльчивый человек, «бездарный политик». Вскоре Многогрешного привезли в Москву, подвергли пыткам и приговорили к смертной казни, но царь помиловал его и сослал вместе с семьей в Сибирь.

Тем временем на Правобережье гетманом стал уманский полковник Михаил Ханенко. Он уговаривал Дорошенкаскласти булаву, но тот не принял это предложение - вспыхнула братоубийственная война. Эта непрестанная борьба привела к разрушению и опустошению всей Правобережной Украины.

Чуть позже Дорошенко с семьей вызвали. Москвы, дали неплохой особняк, а впоследствии назначили в'ятським воеводой. На протяжении всего этого периода московское правительство поощряло старшину подарками и раздавал ей земли, дворянские титулы, предлагал должности при русском дворе.

Именно на таком историческом фоне разворачиваются события в драме Леси Украинки «Боярыня».



Обычаи и быт казацкой старшины и российского боярства

Сын бывшего казака, а впоследствии московский боярин Степан, приехав с российскими боярами к казацкой слободы, гостит в семье казачьего старшины Алексея Перебійного и влюбляется в его дочь Оксану. Девушка отвечает ему взаимностью, и молодые решают после свадьбы уехать в Москву, где служит Степан, и устроить там свою семейную жизнь, соблюдая украинских обычаев. Степан говорит своей невесте:

Мне теперь кажется, что нигде

на целом мире уже нет чужбины,

пока мы вдвоем с тобой. Вот увидишь,

которое мы там кубелечко совьем,

хоть и в Москве. Ничего же там чужого

в нашей хатоньці не будет, - правда?



Оксана соглашается со Степаном, говорит, что не боится той чужбины, там и вера одинакова; она уверена, что поймет и язык.

Приехав в Москву, Оксана не воспринимает московских обычаев, взаимоотношений между людьми как на бытовом, так и на общественном уровне, внутренне противостоит всему чужому. Став московским бояринею, она вынуждена одеваться по-русски, чтобы никто не сказал, что она не уважает местных звичаїв. ей не нравится, что Степан «облачился в том боярское фантя», да и самой стыдно надевать наряд боярыни:

Тот шарахван неначеб форемніший,

а то женский, то такой бахматий

и длинный-длинный, как поповская ряса!

Аж грустно, как это я его надену?

Вот и на голову такой підситок

надеть надо? Зап'ясти лицо?



Жене боярина по московскому обычаю нельзя участвовать в беседе мужчин. Она должна только угостить гостей, а потом Вернуться к себе в терем. Но и здесь у молодой украинки вызывает бурный протест обычный для московских женщин «поцілуйний обряд»: почему это ее будет целовать старый боярин, которому она поднесет рюмку? Оксана удивляется и тому, что боярыня Анна, сестра Степана, не может свободно гулять по Москве, и даже после помолвки ей не позволяют видеться с женихом, разве что в церкви.

Да и засватали девушку через сваху.

И вот в доме Степана появляется гость с Украины. Он рассказывает о большие несправедливости, которые оказывают украинскому народу прихвостни московские, просит Степана заступиться за людей перед царем. Передав Степану супліку с жалобами на царских воевод, гость надеется на помощь, но эта надежда остается пустой. Письма, переданного Оксане от братчиці-подруги, Степан предлагает сжечь. Жена в разговоре с ним называет Москву тюрьмой, неволей с дикими обычаями и законами:



А что же? Разве я здесь не как татарка

сижу в неволе? Ты разве не ходишь

под ноги стелиться своему господину,

языков хану? Везде сваи, плети...

холопов продают... Чем не татары?

Ну скажи, мой милый,

долго ли нам еще мучиться?

Неужели и загинем

в этой неволе?



В отношениях между московскими боярами царит атмосфера постоянного страха и аморальности. Бояре выступают неискренними, лживыми, хитрыми, льстивыми и жестокими. Они угождают царю, заискивают перед ним. Степан также вынужден угождать царю, целовать ему руку. Оксане все это кажется крайне отвратительным. А еще московская знать пренебрежительно относится к представителям других Национальностей: украинку Оксану оскорбляют даже в церкви, называя «черкашенкою» и «хохлушею».

Не менее негативное впечатление производит на молодую женщину и описан в драме быт московитов: некрасивый мішковитий одежду, жизнь без песен,ужасное пьянство, неравноправие женщин.

В драме упоминается о неоправданных бессмысленные действия Дорошенко, который в борьбе за власть «татар на помощь присоединил и платит им ясиром христианским ».

Несколько лет шла кровавая междоусобная война. Наконец она закончилась, и Степан предлагает Оксане поехать в Украину, навестить ее родных. Молодой боярин говорит жене: «Уже же нонче на Украине утихомирилось», на что она гневно отвечает:

...Как ты говоришь?

Утихомирилось? Сламалась воля;

это мир по-твоему - эта Руина?



Оксана решительно отказывается ехать на Родину, ей стыдно смотреть в глаза родным и товарищам. Лина Костенко, кажется, лучше всего объяснила приведенный диалог: «Это было время, когда московиты соблазняли соболями и переловлювали казацких гонцов. Когда был арестован и отправлен в Петербург Даниил Апостол (последний выборный гетман Левобережья). Когда Дорошенко сложил булаву и доживал под Москвой. Когда Полуботок умер в крепости, другие же были выпущены на свободу только после смерти Петра».

Леся Украинка раскрыла в драме трагедию родного края через призму личной жизни своих героев. Для них Украина - это «веселый мир» с девичьим пением по рощам, где солнце встает, а не заходит, где почитаются воля и человек, достоинство, где в почете отец и мать, доброе слово, женская и супружеская верность. Московия же кажется им «неволеюбусурманською», «темницей».



Образы произведения

Образ Оксаны


Главной героиней драмы «Боярыня» является Оксана. Этот образ произведения довольно сложный для понимания. Отец и мать воспитали свою дочь в духе горячей любви к Украине. Только искренняя любовь к молодому московского боярина Степана, с которым она взяла брак, заставило молодую казачку покинуть Родину и родных.

Почему же даже первые дни пребывания Оксаны в Москве принесли ей обиду, разочарование, боль и горькое переживание?

Оказавшись в Москве, Оксана сразу поняла, что положение ее любимого, хоть он и называется боярином московским, довольно унизительно: царя и его слуг все ужасно боятся и молча повинуются обычаям, которые унижают человеческое достоинство. Оксана болезненно реагирует на обидные слова, услышанные в церкви за ее спиной: «Черкашенки! Хохлуши!» Эти слова будто устанавливают незримую границу между ней и московитами, для которых она навсегда останется чужестранкой. Но хуже всего то, что Оксана сама не воспринимает московских обычаев и порядков: боярская Москва кажется ей, воспитанной в свободолюбивому среде, «темницей», «неволей бусурманской».

Оксана никогда не станет похожей на других боярынь, потому что в ее душе живут унаследованные от родителей идеалы веры, активной любви к Отчизне, общительности, которые частично уже потеряны на Украине в результате общественных изменений - социального расслоения казачества и коварных действий московского правительства.

Супружеская жизнь в Москве убедило Оксану в том, что она ошиблась в своем выборе. ее разум не может с этим мириться, хотя сердцем она продолжает любить мужа. Большим разочарованием для нее стало горькое открытие: ее Степан - не тот герой-борец, которого рисовала ей романтическое воображение, а обычный человек, который легко подчиняется обстоятельствам:

...Я должен

холопом Степкой себя взывать

и руки целовать, как невольник,

то это ничего?

Теперь, Оксана,

нам надо остерегаться так, чтобы муха

не подточила носа, как говорится.

Не дай Бог ошибиться в чем - пропала

вся наша дело и общественная вкупе.



Оксана сочувствует стремлению гетмана Петра Дорошенко объединить Украину, хотя бы и путем союза с татарами, но Степан упрекает ее:

Опомнись!

Ты же так боялась разлива крови,

а сия война наипаче братовбійна,

Что Дорошенко снял на Украине, -

то же он татар на помощь присоединил

и платит им ясирам христианским.



А Оксана отвечает ему: «разве Ты не ходишь под ноги стелиться своему господину, как хану? Везде сваи, плети... холопов продают... Чем не татары?»

Героиня произведения вынуждена отказаться от активных действий. Она соглашается на просьбу мужа не отзываться на Украину к родным никаким письмом. Так Оксана невольно предает свою Родину, чего позже не сможет себе простить.

Влияние Оксаны на мужчину гораздо сильнее, чем Степана на нее. Она предлагает ему бежать вместе с Москвы, с ее уст срываются слова: «Я погибаю, в'яну, жить так не могу!» Но, видя, что спасения нет, она внутренне ломается, становится равнодушным ко всему. Наибольших страданий молодой женщине наносит не так разлука с родными, как пустое бессодержательное жизни в Москве. В ее памяти всплывает образ сабли, заржавілої в ножнах, что потеряла свое назначение. «Руки от крови чистые» тоже кажутся покрытыми ржавчиной, потому что никогда не действовали, не боролись за светлые идеалы свободы.

Тяжело больная Оксана корит себя за отступничество, за прожитые в безопасности года. ее ностальгия порождена не только болью за Украину, а и усталостью от своего бездуховного, праздной жизни, тоской, которую приумножает потеря естественного ощущения красоты мира. Теперь она уже не боится сказать своему мужу горькую правду:

Никуда я нонче не поеду. Не хочу!

А я удивляю, ты с каким лицом

собираешься появиться на Украине!

Сидел-сидел в печке московском,

пока лилась кровь, пока соревнования

велось за жизнь там, на Украине, -

теперь, как втихомирилось, ты едешь

туда ясного солнца заживать,

что не достали руки загребущие,

и гаем недопаленим злорадствовать.

На пожарині хочешь посмотреть,

или там широко разлились реки

от слез и крови?



Степан не понимает благородства своей жены и бросает в глаза тяжело больной Оксане жестокие слова:

Ты, Оксана, умеешь

зарезать словами без ножа.



Оксана равнодушно относится к своей болезни и даже к тому, что «видимо, скоро умрет». Оказавшись в критической ситуации, она советует мужу после ее смерти жениться на московцы. Теперь Оксана уже не жалеет никого: ни себя саму, ни Степана:

Слишком я жалела... В том и горе...

Если бы я имел силы не жалеть,

то вырвалась бы прочь из студента. кормиги -

и ты бы ослобонився от ржавчины...

А так, уже чисто: ни себе, ни людям!



Героиня драмы погибает за свою бездеятельность, оторванность от родной почвы, потому что ничем не смогла помочь порабощенной Украине. Оксана сама вершит суд над собой и, считая, что ее жизнь лишена смысла, не оказывает никакого сопротивления болезни. Она добровольно обрекает себя на смерть, но хочет, чтобы Степан жил, потому что он нужнее Украине.

Описывая трагедию Оксаны, Леся Украинка утверждает истину: «источником человеческого существования есть связь с родной землей, когда же его утерян - силы покидают человека».

Образ Оксаны родственный с другими героями Леси Украинки, которые не мыслят жизни без свободы, не могут жить рабами.

В последнем действии драмы Оксана завещает Степану не забывать о тех, кто после подавления освободительной борьбы попал в тюрьмы, помогать им чем сможет. Умирая, Оксана верит, что Украина когда-обов'язковр станет свободной. Обращаясь к солнцу, она передает с ним поздравление любимой Родине.



Образы борцов за свободную Украину

1665 г. гетманом Правобережной Украины стал Петр Дорошенко. Это был талантливый и умный человек. Сам гетман не признавал искусственного деления Украины на Левобережную и Правобережную, он призвал левобережных казаков пристать к нему. в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие. Гетман с турками уволил правобережную территорию Украины. Польша признала Украину независимым украинским государством. В настоящее время против Дорошенко выступил Иван Сирко, который считал турок и татар самыми заклятыми врагами Украины. Но позже Сирко понял, что у Дорошенко не было другого выхода, и помирился с ним. Победив воеводу князя Ромадановского, Дорошенко заставил русское войско уйти из Украины.

У Леси Украинки П. Дорошенко выступает как национальный герой. Он стремится объединить Украину, хотя и дорогой ценой - заговора с «басурманами».

Оксана - героиня драмы «Боярыня» - входит в церковного братства. Девушки-братчиці сшили знамя и тайно послали ее через брата Оксаны, Ивана в Чигирин - резиденцию Дорошенко. В пьесе осуждается братоубийственная война Дорошенко с Брюховецким, в результате которой немало казаков погибли или были отданы татарам как ясырь.

В «Боярыне» нет прямого упоминания о событиях, связанных с вооруженным сопротивлением, что его оказывал Дорошенко, агрессии Московского государства. Однако отдельные детали дают возможность почувствовать дух той эпохи.

Особое место в этом плане занимает разговор Степана с гостем, казаком, который привез супліку и просит Степана передать ее царю. Казак выполнял довольно опасную миссию: приехал в Москву с жалобой на бояр, которые занимались самоуправством в Украине. Он рассказал Степану, что ни старшина, ни рядовые казаки никакой правды добиться не могут, но не хотят «присяги ломать». Гость надеялся, что царь пошлет в Украину кого-то из украинцев, которым доверяет. Степан ответил, что ни одному украинцу в Москве не верят. Козак предупредил хозяина: доведенные до отчаяния казаки нарушат присягу на верность царю и пристанут к Дорошенко.

До таких патриотов принадлежит и брат Оксаны. Иван - вспыльчивый, горячий, но искренний. Он однозначно судит о Переяславскую раду, признает соблюдения соглашений со стороны украинской старшины предательством. У него нет времени на размышления и колебания. Рискуя головой, Иван присоединился к Дорошенко, повез боевую хоругвь в Чигирин.

Дорошенко не удалось завоевать независимость Украины. Видя, «к чему привели междоусобицы, он сложил булаву, чтобы не проливать братскую кровь».



Образ Степана

Воспитанник Киево-Могилянской академии Степан - украинский интеллигент второй половины XVII века, что потерял свою национальную культуру и перенял чужую.

Сын бывшего казака, а впоследствии московского боярина, Степан попадает в казачью слободу с русскими боярами, гостит в семье представителя казацкой старшины Алексея Перебійного. Встретившись с его дочерью, влюбляется в нее. Оксана отвечает ему взаимностью, и они, побравшися, отправляются в Москву, чтобы «свить там свое гнездо», завести свои порядки и обычаи. Но все получилось не так, как хотелось.

В Москве Степан становится совсем другим человеком. Как московский боярин, он вынужден забыть о человеческом достоинстве, пресмыкается перед царем. От своей жены Степан требует, чтобы она подчинилась московским обычаям: надела ненавистный ей одежду, накормила его гостей бояр, содержа «поцілуйного обряда».

Однажды в их доме появился гость с Украины и привез письмо - супліку к царю и другое письмо - Оксане. Степан, испугавшись, советует ей сжечь свое письмо, чтобы избежать возможных неприятностей. Оксана, обессиленная тоской по Родине, предлагает мужу вернуться в Украину, а Степан опасается, что царь везде «достане своего боярина». Оксана поняла, что ее муж всего боится, но чувство долга не позволяет ей даже упрекать, тем более взять с его рук «возвращенную присягу».

Степан - слабовольна боязливый человек. Он воспринимает подавления освободительной борьбы украинского народа не так трагично, как его жена, возможно, даже немного доволен, что «нонче на Украине утихомирилося», спокойно говорит о встрече, с супружниной родней, Оксана же не может себе простить, что и она, и ее муж во время кровопролития в Украине сидели «в запечье московском, пока лилась кровь».

Когда тяжело больная Оксана говорит мужу, что его руки хоть и не в крови, зато в ржавчине, обвиняет его в покорности и бездействия. Степан не понимает своей жены, не может понять, почему она отказывается от поездки в Украину.

Он любит Оксану, хочет спасти от неминуемой смерти, но уже слишком поздно. Умираюча жена несмотря на все возлагает надежду на Степана и завещает ему помогать чем только сможет обиженным соотечественникам:

Борцом не удался ты, и после боя

подоланим подать льготу сможешь,

как ты не раз давал...



Образ матери Степановой

Степанова иметь и в Москве ведет себя как естественная украинка: не отказывается от национальной одежды, гордится тем, что ее муж «в казацком жупане возраст дожил», не может привыкнуть к нелюбимой ей чужбины.

Но она вынуждена повиноваться тому, против чего протестует ее сердце. Именно с ее уст слетают трагические слова:

Ведь мы здесь зайди, -

с волками жий - по-вовчи и вой.



Но когда это касается ее детей, Степанова мать готова поступиться национальными чувствами. Она гордится боярским званием сына, болеет за него. Ради Степана заставляет повиноваться обстоятельствам и невестку.

Дочь Анну и младшего сына она воспитывает уже по-московски, потому что желает им добра, хотя видит пагубное влияние такого воспитания на их души. Как мать московского боярина, она принадлежит К высшим кругам тогдашнего общества, но не может считать себя свободным. Она чувствует пренебрежение окружающих даже в церкви. Степанова мать жалеет, что не может называть своих детей украинскими именами, что Анна не знает украинских песен. Она полюбила свою невестку как родную дочь, заботится о ней и хочет, чтобы Степан отвез Оксану тяжело больную домой, чтобы она не умерла с тоски по Родине.

О Степанову семью нельзя сказать ничего плохого. Сам Степан защищает своего отца от обвинений брата Оксаны, Ивана, аргументируя его отъезд в Москву данной им присягой: ведь украинцам часто приходилось служить своей Родине, находясь в подданстве Польши, Турции, России, потому что так складывались исторические обстоятельства.