Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

(Общая характеристика)

Становление новой литературы співвідносилось с формированием современной украинской нации. Поскольку большая часть этнических украинских территорий в это время была превращена в одну из провинций Российской империи, то первой формой национального сознания стал местный, краевой патриотизм, который предусматривал акцентирование на языковой, культурной, этнографической и т.д своеобразия украинцев. При таких условиях литература должна выполнять ряд не свойственных искусству слова функций. Фактически она стала одним из важных факторов выражения и одновременно формирование национального сознания.

В первых десятилетиях XIX в. роль литературных центров принадлежала Полтаве и Харькову. Именно поэтому начальный период новой украинской литературы называют полтавско-харьковским. С Полтавой связана творческая деятельность одного из основателей новой литературы - Ивана Котляревского, автора знаменитой «Энеиды» и пьес «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник». Наследие Котляревского вызвала целый ряд подражаний, представленную преимущественно произведениями второстепенных авторов, иногда даже говорят о «школе Котляревского».

После основание в 1805 г. Харьковского университета роль литературного центра прочно закрепилась за Харьковом. На страницах журналов «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник» печатались произведения В. Масловича и П. Гулака-Артемовского, написаны на украинском языке. В 1834 г. в харьковском альманахе «Утренняя звезда» появилась первая публикация украинской прозы Григория Квитки, который в дальнейшем активно выступал как украинский прозаик и драматург. В конце 20-х - на нач. 30-х гг. вокруг Харьковского университета сформировалось

среда молодых людей, преимущественно преподавателей и студентов, которые интересовались украинской историей и фольклором, а также осуществляли собственные литературные опыты. Среди них наиболее заметными фигурами были Измаил Срезневский, Левко Боровиковский, Александр Корсун, Амвросий Метлинский, Николай Костомаров, Михаил Петренко. Они вошли в историю украинской литературы как представители раннего украинского романтизма. Результатом их деятельности стало издание фольклорного сборника «Запорожская старина» (составитель и издатель Измаил Срезневский), альманахов «Сноп» и «Новолуние». Значительную организационную деятельность в литературной области вел Евгений Гребенка, сам поэт и прозаик. Он выдал альманах «Ласточка» (1841), куда вошли произведения наиболее известных на то время украинских литераторов.

В середине 40-х гг. украинским литературным центром стал Киев. В начале 1846 г. там образовалось Кирилло-Мефодиевское общество - тайная организация, в состав которой входили известные украинские писатели - Николай Костомаров, Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко. Общество просуществовало четырнадцать месяцев. Весной 1847 г. его участники были арестованы и по выводам следствия получили различные сроки заключения и ссылки. Наиболее масштабной личностью среди писателей - участников Кирилло-Мефодиевского общества был Тарас Шевченко. Уже после выхода «Кобзаря» 1840 г. он завоевал большую популярность как украинский поэт. Именно за поэтические произведения антимонархического и антиколониального содержания его отправили на ссылки.

Репрессии против участников Кирилло-Мефодиевского общества на некоторое время задержали развитие литературного процесса. Литературное, жизнь оживилась во второй пол. 50-х гг., когда в Петербурге поселились Кулиш, Костомаров, Шевченко, вернулись из ссылки. Вокруг украинского журнала «Основа», выходивший в Петербурге в 1861-1862 гг., сплотились бывшие кирилло-мефодиевцы и представители поколения младших литераторов. Значительным событием в украинском писательстве того времени стала публикация в 1857 г. «Народных рассказов» Марка Вовчка. Следующая творческая деятельность писательницы показала приход в литературу талантливого прозаика.

Украинская литература XIX в. развивалась в условиях постоянных правительственных запретов и репрессий. В 1863 г. вышел так называемый Валуевский циркуляр, который существенно ограничил права украинской культуры. Следующим препятствием для развития украинской литературы стал Эмский указ 1876 г. Запрета национального жизни заметно определили специфику украинского писательства: эстетические задачи уступали защитным, первостепенным оставался вопрос этнического самосохранения. Своеобразной защитной реакцией стала концентрация внимания литераторов на простонародном, крестьянском среде, что через свой консерватизм не единственное последовательно сохраняло национальные признаки и было источником аргументов языковой и этнографической своеобразие украинцев.

Поэтому не странно, что простонародные, крестьянские темы занимают господствующие позиции в литературе данного периода. Иногда эту литературу еще называют народническим. Такие писатели-реалисты, как Леонид Глебов, Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Борис Гринченко, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый, Павел Грабовский, немало сделали для художественного исследования крестьянской жизни и изучения проблемы взаимоотношений интеллигенции и народа.

За пределы народнического реализма в определенной степени выходит литературная и публицистическая деятельность Ивана Франко. Разносторонне одаренный и очень энергичная личность, Франко стал целой эпохой в украинском писательстве. В его творческом наследии оказалась тенденция к сочетанию народнического традиционализма с новейшими достижениями европейской эстетической и философской мысли.

Непростое в социальном и политическом отношениях XIX в. для украинской литературы стало время роста и осмысления возможных стратегий национально-культурного развития. Несмотря на запреты, литературное движение в Украине был ознаменован появлением целого ряда дорогостоящих художественных произведений.