Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

Изображение украинского быта и обычаев в повести И.с.нечуя-Левицкого "Кайдашева семья"

 

Целая эпоха отделяет нас от того времени, когда жил и творил писатель. С древности лихолетья, из царства супостатов берет начало его творческий путь, а заканчивается как раз на пороге нашей новой эпохи. И уже на полстолетия произведения пережили своего автора, рассказывая новым поколениям о быт и обычаи украинского народа в ту далекую древность.

Повесть "Кайдашева семья И.с.нечуя-Левицкого знакомит нас с яркими картинами жизни и быта, обрядов и обычаев украинского села после отмены крепостного права.

В произведении писатель показал ограниченных людей, которые ничего

не видят в жизни, кроме своих семейных споров. Круг интересов этих людей сходится на клочке земли, на хозяйстве. В повести Нечуй-Левицкий изобразил картины будничной жизни крестьян, показал, как в процессе борьбы за "мое" и "твое" меняются характеры людей, стираются их лучшие качества.

Омелько Кайдаш через свой безвольный характер превратился в посміщище в семье. Но он был добрым и трудолюбивым человеком. Именно бытовые, семейные неурядицы убили в нем веру в лучшую жизнь и довели до трагической смерти.

Маруся Кайдашиха. Сварливая, лицемерная, льстивое и жестокая. Раскрывается ее характер через бытовые сцены: лайки с невестками, ссора за мотовило, путешествие Кайдашихи в село Бієвці, стычка возле двора бабы Пелагеи.

Молодое поколение.

В бесконечных распрях черствеет Карп, грубеет все больше и больше. Жажда собственности заглушила в Карпу родственные чувства и доводит до того, что он на глазах всего села гонится за родной матерью.

В непрерывных семейных стычках Лаврин черствеет душой, грубеет в него язык.

Оба брата стали эгоистами, упрямыми людьми.

Подобные изменения произошли и в характерах невесток - Мотри и Мелашки.

Печальную картину крестьянского быта в повести дополняют образы баб Пелагеи и Прасковьи.

Описывая реалистичные сцены быта, автор показывает глубокое знание народных обычаев, обрядов, традиций, верований, образа жизни. Прекрасно поданы в повести описания картин сватовства, смотрин, гадания, знахарства, богомолья в Киеве.

Повесть "Кайдашева семья" вошла в сокровищницу украинской литературы как ценное художественное достояние. Герои произведения живут в воображении читателей и еще долго будут жить. Учат и будут учить народных традиций, обычаев, обрядов, поведения в быту.

Именно поэтому и чтим мы И.с.нечуя-Левицкого.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Возможен вариант вступления:

 

Повесть "Кайдашева семья" была написанная в 1878 году. Темой произведения является реалистичное изображение жизни и быта украинского крестьянства в эпоху после отмены крепостного права. В произведении Нечуй-Левицкий показал ограниченных людей, которые ничего не видят в жизни, кроме своих семейных споров...

 

УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, О КОТОРЫХ ВСПОМИНАЕТ АВТОР В ПОВЕСТИ "КАЙДАШЕВА СЕМЬЯ"

Когда идешь по деревне и видишь, что во дворе или на огороде работают люди, нужно поздороваться и пожелать:"День добрый! Боже помоги!"

В субботу песен не поют - грех.

Если парень пошел гулять второй раз село, то должен поставить магарыч для всех ребят того села.

Как восходят звезды на небе, дают девушки матерям ужин и идут гулять.

Зайдя в дом, гость должен сесть - это означает, что он уважает хозяев.

Кто пойдет в Иерусалим или ежегодно в Киеве в Лавре кушать пасху, или умрет на Пасху, тот спасется, того душу ангелы понесут просто к Богу.

Всегда перед храмом женщины мажут дома.

На помолвке девушка должна подавать старостам полотенца, которые сама вышивала.

После сватовства сваты идут на смотрины в дом молодой. Родители парня, встретившись с родителями обрученной, должны поцеловаться.

За девушкой дают приданое.

Девушка переезжает жить в дом жениха.

Выходя замуж, девушка должна уметь все делать по дому ( зажечь в печи, испечь хлеб, сварить борщ, прясть, шить).

После того, как девушка вышла замуж, что бы не было, она должна оставаться с мужем:"Завязала головушку, не решишь вовек".

Свадьбы гуляют четыре дня.

На том месте, где будет строиться дом, засевают пшеницу. Если пшеница взошла, то можно начинать строительство. Построенную хату освящает поп.

Кто постится двенадцать пятниц, тот не умрет издох и не утонет в воде.

По старому обычаю все отцовское добро приходилось меньшему сыну.

До Рождества мазали стены, мыли лавки, мисник, полки. Перед самым праздником кололи кабана.

Есть вся семья собиралась вместе.

В субботу ездили на ярмарку.

Перед церковью и в церкви мужчины снимали шапки.

В дом, особенно первый раз, приходили с хлебом.

В будние дни девушки надевали только красные кибалки.

Дома в селах ставили окнами и дверью на юг.