ВЕЧНОЕ СЛОВО
Среди множества книг, с которыми имеет дело история мировой литературы, одиночно выделяются те, что впитали в себя науку веков и имеют для народа значение заветное.
К таким относится «Кобзарь», книга, которую украинский народ поставил на первое место среди унаследованных из прошлого национальных духовных сокровищ.
Удивительная судьба этой книги. Поэзии, входящих в нее, состояли на тернистых дорогах жизни поэта, писались то в путешествиях, то в казематах, мережились при свете белых ночей Севере и в закаспийских песках пустынь, под одиноким солнцем изгнания. Хотя большинство стихов написаны за пределами родного края, насквозь струится в них светлый образ Днепра и мечтает синяя даль украинских степей. На случайных листиках бумаги и в захалявных книжечках поэта рука прихапцем, покрадьки записывала строки, станут дорогими для целого народа, донесут до него сквозь все преграды вещие и вечные слова.
Книга формировалась постепенно, год за годом, формировало ее именно поетове жизни, и все самое существенное из этой жизни, из жизни великого украинского крепостного Тараса Шевченко - от его юности и до последнего вздоха,- впитал в себя этот классических размеров томик, сборник стихов, что его в минуту творческого озарения было названо «Кобзарем». С тех пор, на протяжении многих десятилетий, эта книга будет настольной книгой каждого украинца.
В «Кобзаре» поэт выразил прежде всего самого себя, свою личность, от первой и до последней строки книга наполнена индивидуальным поетовим чувством. Здесь его, Шевченко, темперамент, его искренняя и беззащитная в своей открытости душа. Здесь мысли - им выстраданы, обиды - им пережитые, здесь картины именно его, Тарасового, детства. И речь его, и только ему присущий тембр голоса. Здесь не заимствованные знания, а его собственный, в развитии воспроизведен ум мыслителя, могучий интеллект, что жадно ищет истины, прослеживает человеческая жизнь в всеоб'ємності - в конкретной судьбы сестры-крепостной и исторической судьбы целых народов. Все свое, лично шевченковское, индивидуально окрашенное. Однако искусство потому и искусство, что оно способно творить чудо: личный, внутренний мир Тараса Шевченко, переллятий в литье художественных синтезов, поставь в лирике и поэмах «Кобзаря» в таких художественно-образных проявлениях, в такой правдивости и глубине индивидуальных переживаний, что в них и сам народ узнал свою душу, прочитал свою историю, прозирнув в свое будущее.
Острейшие социальные драмы и тончайшие нюансы интимной, гневный боль безправства, неволи, минуты отчаяния, что их тоже знал поэт, печали-горести изуродованного жизни, голос истоптанной и пробужденной человеческого достоинства, сила неповиновения, что не раз переходит в скрик проклятие, в грозные взрывы прометеевского титанизма,- все клокочет, все скипілося в художественную цельность книги-исповеди, от начала и до конца перейнятої огнем, может, сильнейшего поэта чувства:
Я так ее, я так люблю Мою Украину убогую, что прокленами святого бога, За нее душу погублю!
Именно из этой любви выросла правдивая, огненная поэзия «Кобзаря», именно это никакими стужами не остуджене сыновнее чувство и питало тот дух протеста, бунтарства, антикріпаччини, которым наснажена Шевченко книга. С ее тираноборської строгости, во вспышках громовых ее разрядов во всем величии предстает образ поэта-борца, поэта-революционера.
Подвиг Шевченко, всю взрывную силу его поэзии можем понять, лишь представив, среди которой мертвотної тишине он прозвучал, против которого «стозевного чудища» подняла свой меч. То была эпоха, вешала декабристов, убивал на дуэлях лучших своих поэтов, гнала в кандалах в рудные Сибири найшля-хетніших своих сыновей, последовательно розтерзуючи их. То была духота, от которой люди немели, атмосфера, где господствовали страх, ненависть, подозрения, доносы, общая заціпенілість, где официальная лжа становилась привычкой не считалось бесчестьем, а слово правдивое, свободное слово каждый раз обливалось кровью.
Воспеть свободу в условиях крепостнического государства, среди оловянных будней жандармской действительности - это значило выразить (а для многих даже и открыть) ведущую, самую важную истину жизни, объявить людям в форме поэзии то, что для них было в тех условиях существенным.
Непобедимость человеческого духа проявляется и в том, что бесстрашных певцов свободы рождают самые мрачные времена. Чем темнее ночь, тем ярче в ней маяки. Наряду с вольнолюбивыми произведениями Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, в живом звук с ними поэзия Шевченко появилась на гребне возраста как мятежный голос наиболее оскорбленных социальных низов, голос тех, что уже чувствовали потребность «громадою обух закалять», с его стихов угнетателям дочувся звон неминуемой социальной расплаты.
Буйная свободолюбие - не самое примечательное черта «Кобзаря». Верхом поэзии Шевченко - это пение свободе, прославление свободы, этой первой и непременной предпосылки человеческого прогресса, благополучия и счастья. Слово «свобода» поэт сопутствует самыми дорогими эпитетами, доминирующее настроение многих его стихов - это грусть по утраченной свободе и порыв к ней, к «воле святой»:
Встанет правда! Встанет воля! И тебе одному Помолятся все языки Вовеки и веки...
Любимый герой Его стихов - витязь народный, повстанец-гайдамак, казак-запорожец, выступает оборонником родного края, носителем народной правды и чести. Острие знаменитой Шевченко сатиры - оружия, становилась в его руках такой непоколебимой,- направлено прежде всего против различных гонителей, пришлых и доморощенных, против царей и их сатрапов-прихвостней, против помещика, чья крепостническая произвол не знает границ, против душителя и изменнике, что «за лакомства нещаснії» готов отречься от самого святого. В стихотворении «Хотя палачи их срубили» поэт в форме горького афоризма еще раз отчеканит свою заветную мысль: «Где нет святой воли, не будет там добра никогда...»
«Кобзарь» относится к найволелюбніших книг всех времен, он насквозь наполнен стремлением воли, предчувствием ее неизбежности. Поэзии «Кобзаря» пронизаны верой в непобедимость человека, верой в то, что человек никогда не смирится с безправством, рабство никогда не станет для нее за норму существования.
Понятие свободы зачастую предстает в Шевченко не в виде туманно-абстрактные мечты, а воспроизводится как категория социально-конкретная, наснажена революционным содержанием, призывом к действию, к солидарности народов. Если бы Шевченко ничего больше не написал, кроме своей гениальной поэмы «Кавказ», он и тогда заслужил бы пожизненной уважения потомков. С первой строки поражает энергия стиха, образная сгущенность: «За горами гори, хмарою повиты, засеяны горем, кровію политые...» Эпическая розлогість зачина плавно и естественно переходит в высокую патетику прославление Прометея, потом, будто завидев врага, слово поэта вдруг перейдет на другой тон, ударит ливнем упреков, обличений, жгучих сарказмов:
К нам в науку! Мы навчім, Почем хлеб и соль почем! Мы христиане; храмы, школы, Все добро, сам бог у нас! Нам только сакля очи колет: Чего она стоит у вас, Не нами дана, почему мы вам
Как той собаке! почему вы нам Платит за солнце не должны!..
Если мы хотим знать, что такое реализм в поэзии, то вот он, поэтический реализм, в будничной одежде, по-народному язвительного слова. Если хотим видеть, как сильна мысль диктует соответствующую ей художественную форму, видоизменяет рисунок стиха, вызывает искусно целесообразные ритмы, интонации, то это тоже увидим здесь. Чурек и сакля впервые входят в лексикон украинского языка, она обогащается также церковнослов'янізмами, что отнюдь не архаично звучат в контексте поэмы («на всех языках все молчит, ибо благоденствует!»), самые обычные, казалось бы, ежедневного употребления слова набирают вдруг алмазной твердости, торжественно-призывного звучания:
И вам слава, сині гори, Льдом окованы, И вам, рыцари большие, Богом не забыты. Борітеся - поборете...
Безудержная революционная страсть «Кобзаря», весеннее полноводье раскованных чувств не могло уместиться в узко национальных берегах. И в «Кавказе», и в художественных образах поэмы «Сон», написанной с непревзойденным сатирическим блеском, остроумием и свободным полетом фантазии, в мужественных строках «Юродивого», «Неофитов», «Еретика», в таких стихах, как «И Архимед, и Галилей...», «Царям, всемирным шинкарям...», и других огненных стихах-молитвах, стихах-стоне, пророчествах клокотало море народного боли, отчетливо слышались подземные толчки мощных сил, придавленных прессом сам одержав'я.
Народностью, сокрушительным обличительной силой стихи украинского поэта были, как известно, особенно близки его боевым побратимам - русским революционным демократам, передовым сыновьям всех угнетенных народов бывшей царской империи. Не случайно же на стихах «Кобзаря», так же как на произведениях Чернышевского, Добролюбова, Герцена, воспитывались целые поколения революционеров, закалялась воля тех, что впоследствии будут штурмовать цитадель реакции, до самых основ встряхнут стены ненавистной тюрьмы народов.
Шевченко принадлежит исключительная роль в сплочении передовых сил украинской нации, в развитии и формировании сознания украинского народа. «Кобзарь» охотно поет прошлое, но он направлен в будущее. С творчеством Шевченко связано становление нашего литературного языка; с выходом «Кобзаря» открывается новая эпоха в развитии украинского писательства, которое отныне несравненно расширило свои тематические и философские горизонты: Шевченко поистине выводил родную литературу на общечеловеческие просторы.
Современники поэта при характеристике «Кобзаря» восторженно отметили именно его народность, воспринималась как открытие, как новое слово в искусстве. И дело не только в том, что первые юношеские стихи Шевченко были написаны, как тогда говорилось, «простонародным стилем», привлекая песенной легкостью (не зря же некоторые из них позже станут петь, будут положены на музыку), еще важнее было то, что поэт последовательно каждое явление жизни рассматривает как бы глазами народа, с позиций народа, каждое событие прошлого или настоящего измеряет степени народной морали, чистотой и целомудрием души трудового человека.
Муза Шевченко - в крепостной одежды; взывая к человеческой совести, к чувству справедливости, она впервые вводит в литературу толпы тех безмерно оскорбленных людей, населяющих «Кобзарь», всех тех вдов, сирот, клейменных варнаків, покрыток, тех загубленных крепостных мадонн, что их поэт рисует прекрасными даже в их горе, рисует словно кистью великих мастеров Возрождения.
Давно развеян легенду о Шевченковской малообразованность. Из его стихов поры творческой зрелости, из его дневника, где находим россыпи ясновидних прозрений, таких глубоких размышлений, появляется человек всесторонней культуры, широких знаний, художник, который мыслит независимо и оригинально, имеет свои устоявшиеся взгляды на жизнь, на историю, на явления отечественного и мирового искусства. Все это так или иначе отразилось на поэтике «Кобзаря».
В своем творчестве Шевченко никогда не увлекался внешними эффектами, не этим поражает нас поэтика «Кобзаря». Новое слово в искусстве, его свежесть, стилистическая новизна начинается с оригинального видения мира, по интенсивности и глубины мировосприятия. То, что мы называем новаторством, коренится в самой силе художественного мышления. Шевченко естественный, как правда. Муза поэта скромная, некриклива, однако она осознает своего всежиттєвого призвание:
...Возвеличу
Малых тех рабов немых! Я на сторожі коло їх Поставлю слово.
Рассматривая поэтику «Кобзаря», исследователи непременно подчеркивают ее простоту, ясность, органическая связь с народным песенным творчеством. И это несомненно: народная песня была матерью поэзии Шевченко. До появления Шевченко украинский народ имел Уже многовековую культурную традицию, устную и письменную, имел сокровища летописей, богатейший фольклор с величественным эпосом казацких дум и несравненной красотой лирической песни, имел, наконец, величайшее достояние своей национальной культуры - язык, такую образную, певучую, ярко поэтический, язык, что была будто создана для поэтов. Разве могли не взволновать юную воображение поэта чуті с детства от дедушки предания о чумаков и гайдамаков, разве могло пройти бесследно для его ранимой душе знакомство летописи Величка или с философскими псалмами Григория Сковороды, ходили в списках, звучали по трактирам, по ярмаркам? Вместе с многоголосием живого дня все это неисчерпаемо питало Шевченково творчество, все это входило, не могло не войти в мир его поэзии.
И хоть поэтика «Кобзаря» во многом действительно выросла из фольклорной стихии, сохранив песенную вольность, раскованность, грацию, ритмико-интонационная разнообразие, однако не трудно заметить, что по сравнению с фольклором поэзии «Кобзаря», особенно же произведения более позднего периода, составляют новую художественную качество. В них с дерзновением гения создавалась новая художественная картина действительности, многоцветный мир искусства, в котором с удивительным художественным тактом синтезувались в единое целое непосредственные впечатления жизни и символика народной песни, буйное воображение народной мифологии и достояние мировой культуры, голос интуиции и сокровища знаний, которые открылись художнику-профессионалу.
Человеку свойственно привыкать ко всему, в том числе и к произведениям искусства. «И вражою злою кров'ю волю окропіте» - с детства знакомые слова, настолько знакомые, что не всегда и помічаєм художественную новизну образа: ведь «злой кровью», или, скажем, «грешный рай», «красотой пренепорочно-молодой», или «учи неложными устами» - такого не найдешь в фольклоре, так мог сказать только поэт, что творит свой неповторимо-индивидуальный стиль. В молодости Шевченко писать «ветер буйный, ветер буйный, ты с морем говоришь» в чисто фольклорном духе, а впоследствии из-под его же пера все чаще появляются усложненные образы книжно-важкуватих, но не менее вдохновенных строк:
Прорци своим лукавым чадам,
Что пропадут они, лихие,
Что их безчєстіє, и измена,
И криводушіє огнем,
Кровавим, пламенним мечом
Нарезанные на человеческих душах...
Шевченко не без основания называют революционером художественной формы, указывая на то, как смело отходил он от литературных канонов, хотя вряд ли он ставил себе цель сознательно разрушать устоявшиеся художественные формы. Словесные эксперименты были не для Шевченко. Врожденное чувство прекрасного, чувство гармонии подсказывали художнику те пути, которыми надо идти, чтобы, несмотря на прижимы, нормативы, продираясь сквозь дебри литературных условностей, нести людям свое свежее, свободное, действительно розкріпачене слово.
У него появляется не известная до тех пор, оригинально шевченковская композиция поэм, до неузнаваемости меняются известные ранее литературные жанры, с классическими ямбами и хореями поэт ведет себя совершенно свободно, его поэтическая метрика, многообразие стихотворных размеров еще и сегодня приводят в восторг исследователей, наносят хлопот переводчикам. Своей мелодике, ритмической виртуозностью поэзии Шевченко создают автору славу одного из наймузикальніших поэтов мира. В своей стихийной силе творца он, кажется, не хотел знать никаких законов, кроме тех, что диктовали ему его собственная художественная интуиция, сила замысла, огонь темперамента. Бурная поэтическая экспрессия, что переполняет «Кобзарь», не мирилась с любыми ограничениями, сносила на своем пути все запруды условностей, и все же но было бы неверно видеть в этом лишь произвольное накал эмоций, ничем не контролируемую художественную стихийность. Поэт везде остается хозяином своего настроения, каждым своим строкой «Кобзарь» вигранює, завершает художественный мир основного замысла.
Цельность достигается не однообразием средств и художественных приемов, а как раз умением естественно, с исключительным артистизмом соединить вещи, казалось бы, отдаленные друг от друга, вероятно сблизить их в строках гармонических ассоциаций, сомкнуть в единый образный строй грубый прозаїзм высказывания и возвышенность призыва или розважний тон философского размышления. Через выпуклую поэтическую деталь автор «Кобзаря» способен открыть глубинную суть обыденного, в точности, предметности его образов, в их художественной пластике угадывается воспитанник академии, человек прихотливых вкусов. И вместе с тем неоспоримое Шевченко близость к музыке. В благозвучию, в ласковой певучести Шевченкового слова и даже в чеканных ритмах его суровых стихов все время звенит музыкальность народной души, в изменениях интонационных рисунков, в которых поэт раз удается даже в пределах одного произведения, перед нами зримо выступает как самый психологический процесс творчества.
На разных регистрах - от грома «Кавказа» с его стугонливим зачином к нежнейшего лирического пианиссимо «Кто это, кто это...» или «Лилии» - все подвластно поэту, ничто не нарушает закон гармонии, закон художественного соседства. Интонации якобы самые несовместимые, совсем разные своим окрасом, они в «Кобзаре» часто соседствуют, возникают одна из другой, переливаются одна в одну.
Так и вы прочитайте, Чтобы не сонным снились Все неправды, чтобы раскрылись Высокие могилы Перед вашими глазами, Чтобы вы расспросили Мучеников: кого, когда,. За что распинали!
1 сразу же эта суровая интонация переходит в доверчивый призыв, мольба:
Обнимите же, братья мои, Никакого брата,- Пусть мать улыбнется, Заплаканная мать.
Эмоциональное воодушевление Шевченко образов, широта и вольность его ассоциативного мышления, проникновенно-творческое использование фольклорных мотивов, образов народной символики, предметно-реалистичная мощь стихов Шевченко - все эти черты, эти поэтические гены оказались плодотворными и для новейшей поэзии XX века. Шевченко-ва поэтика оказалась куда сложнее от упрощенных представлений о ней, она все больше находит точек соприкосновения с современным мировым искусством и его художественными исканиями.
«Кобзарь» не стал и, надеемся, никогда не станет книгой архаичной. Это книга, без которой и сегодня духовная жизнь человека было бы неполным, книга эта из тех, что адресовано каждому поколению живущих. Современный человек, если она носит в душе высокие идеалы, неизбежно дойдет духовного контакта с произведением украинского гения.
Человеческая боль - интернациональный, как интернациональным есть и вечный порыв человека к счастью, к свободе, к свободному творчеству. «И будет сын, и будет мать, и будут люди на земле...» - поэт с такой верой в душе, поэт такой энергии выражения, это - великий поэт. Дерево его поэзии вырастало из национального почвы, но ветвями своим оно достигает теперь всех континентов, потому что творчество поэта гуманистическая, интернациональная, вселюдська по своим глубинным смыслом.
Различные буржуазно-националистические толкователи старались в прошлом, силятся где и сейчас фальсифицировать Шевченково творчество, витрактувати ее на свой зловорожий лад. Бесполезное занятие. Ведь хорошо известно, как, скажем, относился Шевченко, к эксплуататора-шляхтича и как - до польских революционеров; он никогда не отождествлял царизм с российским народом, с великой русской культурой, которая столько значила для него в жизни. Светоч украинской поэзии, предвестник семье вольной, новой, он был и останется в глазах поколений убежденным поборником дружбы народов.
В стране социализма достояние культуры, духовные сокровища каждого народа получают достойное почитание. Сегодня произведения Шевченко переведены на десятки языков братских народов Советского Союза, слово Кобзареве с его обновленной Родины резонирует в самые отдаленные уголки земного шара.
Гениальный виквіт нашей классической культуры, художественная гордость украинской социалистической нации, «Кобзарь» из года в год вырастает в своей мировой славе, чему способствует и возросший международный престиж Советской Украины.
Шевченковский форум в Киеве показал, с каким удивлением открывают Шевченковскую поэзию в близких и далеких странах, какое впечатление производит энергия «Кобзаря» на каждого, кто попадает в его силовое поле. Проникаешься таким чувством, будто перед тобой вулкан,- свидетельствует один из иностранцев,- вулкан, из кратера которого сквозь массу раскаленной горящей лавы вылетают огромные нерозтоплені глыбы, скалы и горы гнева, ненависти, отчаяния... «Кобзарь» называют феноменальным явлением, создателя книги, которая стала национальной святыней украинского народа, ставят среди величайших поэтов человечества.
Когда Шевченко было запрещено писать и рисовать, стихи «Кобзаря» пробовали искусственно замалчивать. Все запреты и казематы оказались бессильными перед поетовим словом, перед его всепроникающей правдой. Пример «Кобзаря» является примером непреодолимости художника, непреодолимости «вечного революционера», пример бессмертной природы творческого и непокорного человеческого духа, который из всех испытаний неизбежно выходит победителем.
Каждый, кто, открыв томик «Кобзаря», вживается в богатейший мир его образов, достигнет в его раскаленные недра, почувствует, что книгу эту написал человек, который поистине выстрадал свои открытия, человек, который по крутизнах жизни возвысилось до вершин мудрости, на верхогір'я человеческого духа. Поэту из его Творческих высот открывались разные времена и народы, в «Кобзаре» как бы аккумулировалось духовное достояние поколений, в нем, сквозь человеческую боль, сквозь индивидуальное, раз проступает общечеловеческое, библейская даль истории здесь мудро шумит с настоящим. В этом смысле «Кобзарь» - книга неисчерпаемая, книга - на века. Новые прийдущі поколения будут находить в ней синтез народного и всечеловеческого опыта, как мы находим его в книгах древних, что их возраст измеряется тысячелетиями.
Слово вечное, слово, бессмертное своей правдой, невідцвітне художественной красотой,- это и есть «Кобзарь».
|
|