Статья
ЛИНА КОСТЕНКО
История и личность (по историческим романом Л. Костенко «Берестечко»)
Творчество Л. Костенко, как и всех писателей-шестидесятников, тяготеет к психологическому насыщению лирического переживания, обогащения ассоциативности и метафоричности поэтического мышления. Она проникнута глубоко национальным духом и колоритом, но и общечеловеческим философским смыслом.
Среди обширного творческого наследия писательницы особенно выделяются как наиболее репрезентативные исторические романы в стихах «Маруся Чурай», «Берестечко», драматические поэмы «Снег во Флоренции», «Дума о братьях неазовских», сборника произведений «Неповторимость», «Сад нетающих скульптур».
Особый интерес вызывает ее последний роман «Берестечко», написан в форме внутреннего монолога-исповеди главного героя гетмана Богдана Хмельницкого. Все его переживания подаются автором сквозь призму одного исторического события - битвы под Берестечком. Как справедливо 7зауважує М. Ильницкий: «... история присутствует в человеке внутренне: в прошлом живет современное, в современном отражается прошлое. Историзм - это прежде всего момент связи эпох, который проходит сквозь сердце, душу, помыслы героев.» [1, с. 353-354].
Л. Костенко выбирает, как и ряд других авторов, которые обращались к художественному осмыслению национально-освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого, одну из трагических сражений - поражение под Берестечком. Отражение этого трагического события, переживаний Бы. Хмельницкого дает возможность Л. Костенко раскрыть трагические страницы национальной истории, такие сложные проблемы, как выдающаяся историческая личность и народ, личность и народ, пути национального развития и возрождения, осмыслить связь времен.
Главный герой произведения Б. Хмельницкий раскрывается через сложные внутренние противоречия. Он терзается своими ошибками:
Все же было за нас.
Почему же мы проиграли?! [4, с. 7].
Вместе с тем он готов понести искупление за эти ошибки, выступает патриотом своей земли, выразителем национальных интересов украинского народа:
Я знаю свой народ. Кляну его пороки.
Но за него Господа молю! [4, с. 124].
Богдан Хмельницкий сознательно понимает, что воля, свобода никогда не дается легко, что ее необходимо завоевывать, отстаивать в нелегкой борьбе:
Ибо кто за что, а мы за независимость.
Поэтому нам так и трудно из-за того. [4, с. 120].
Независимая Украина - это та мечта, которой живет изолирован от войска в крепости местечка Паволочи Бы. Хмельницкий. Он болезненно переживает невзгоды своего народа, который ищет Украину в Украине, потому что вся наша история - это вечный поиск свободы. Снова и снова мы должны беспокоиться о государства. Главное, чтобы эта борьба не стала мелочной, ведь тогда мы можем не заметить, как потеряем собственную страну. И гетман это осознает:
Розломлять. Підгризуть. Как мышь, как полевка.
Все хотят булавы, все борются за власть.
Да и будет булава - как маковая головка.
Так поторохтять, и снова кто-то продаст.
.............................................................................
...Вот так оно и идет речь в руины.
Вот так мы и погружаются в убожество.
Есть борьба за судьбу Украины.
Все остальное - большое мыскоборство. [4, с. 99].
«Знаковый рисунок на обложке - гетманская булава в траве.» [6, с. 44]. И от того, кто ее поднимет и войдет на гору, будет зависеть судьба Украины, будущее нашей нации. Помолимся, чтобы этот человек был достойным представителем украинского народа и не повторяла ошибок своих предков, ибо она не имеет и не должна иметь времени на поражение.
Ильницкий М. М. Человек в истории: (Совр. укр. ист. роман).- К.: Днепр, 1989.- 356 с.
Кодак М. «Берестечко»: один урок украинству // Слово и время.- 2000.- №1.- С. 48-49.
Кодак М. Неопалимой книги скрижаль // Киев.- 2000.- №3-4.- С. 127-131.
Костенко Л. В. Берестечко: Исторический роман.- К.: Укр. писатель, 1999.- 157 с.
Мовчан Г. Избавиться от рабского комплекса // Слово и время.- 2000.- №1.- С. 47-48.
Госпиталь А. Книга боли с проблеском надежды // Слово и время.- 2000.- №1.- С. 44-47.
|
|