Статья
Особенности концептосистеми постмодернистского романа (На материале романа М. Сурка «ольховая кровь»)
Любой текст, и постмодернистский роман частности, характеризуется наличием плана содержания и плана выражения, то есть поверхностной и глубинной структурами. Последняя может быть интерпретирована в рамках семантики. Семантика текста многоаспектная, и значительная ее часть ? имплицитная. Семантика компонентов, из которых состоит текст, базируется на результатах когнитивных процессов и определяется специфической работой сознания с анализа предметной действительности с целью выражения знаний о ее фрагменты языковыми средствами. Именно семантика текста открывает возможность построения структурированного концептуального пространства романа. В процессе концептуального моделирования его содержания предусматривается выделение некоторых структур (концептов), которые образуют канву используемых в романе вербализованных знаний [1, 31].
В постмодернистском романе Николая Бабака «Ольховая кровь» чувствуется «дух народа», его менталитет, то есть способ мышления и способность определенным образом интерпретировать и оценивать то, что происходит. Задачи изучения этого менталитета решается путем исследования языка постмодернистского романа, ее семантики, которая формирует сущностное, релятивну и прагматическую канву книги.
Итак, роман понимается как триединый макрознак, который имеет определенную форму, передает определенным образом организованный смысл и имеет свою коммуникативную направленность, которая связана со шкалой аксиологических ориентаций социума, его моральными установками и эталонами поведения. Содержательная канва произведения, которая включает взаимосвязанные элементы семантического и прагмосемантичного планов, соотносится со специфическими моделями в концептуальном пространстве мышления.
Трилатеральність текста произведения как макрознаку обусловливает его превращение из абстрактного замысла в семіотичній факт, в котором речь приобретает другой смысловой значимости, в результате чего усиливаются, с одной стороны, определенные отношения между фигурами означаемого, то есть взаимодействующими между собой образами, а с другой стороны - отношения между этими фигурами и менталитетом читателя. Данные отношения определяют не только содержание, но и форму произведения, которая очень отличаются от других художественных произведений.
Суть романа «Ольховая кровь» не является очевидной, ее извлечение требует осведомленности читателя с принципами постмодерна, умение понимать не только текст, но и подтекст, то есть смысл, который опирается на намек, о котором читатель может или должен догадаться. В романе Николая Бабака даже поверхностные формы образов достаточно сложные. Эта сложность обусловлена манерой выражения мыслей: сплітанням в целостный, единый текст романа документальных материалов и потока сознания лирического героя (который сам по себе является сложным для чтения, тем более понимание). Этим самым реализуется авторский замысел: «художник прибег к писательству, чтобы сказать страшную обреченность своей родины о любви к матери о неминуемую смерть и бесконечную трагичность жизни...» [2; 27].
Постоянной, устойчивой основой, которая объединяет «черновики» в единое, целостное произведение, есть базовый концепт романа - концепт ольховой крови, который выражает тоску, боль по утраченному. Именно поэтому он занимает центральное место в концептосистемі творческого мира автора. Названное понятие выступает в романе тесным переплетением двух проявлений - общественного и личного (они и я), судьба Украины и судьба Я (лирического героя). Относительно основного концепта это, во-первых, потеря украинским народом людей, человечности в определенные исторические моменты и, как результат, национального сознания, во-вторых, тоска по личностными потерями лирического героя.
Анопина О. В. Реклама: действительность или миф? (Опыт концептуального анализа) // Вестник Черкасского университета. Серия филологические науки.- Вып. 3.- 1997.? С. 29-36.
Зборовская Н. Почему в украинской литературе нет любовных романов. // Критика.- Июль-Август, 1999.- С. 27-30.
|
|