Статья
Александр Ирванец и Жан Кокто: попытка рецепции в III тысячелетии
Литература служит специфическим зеркалом исторических и общественно-политических событий определенной эпохи [3, 8]. Драма позволяла художнику воссоздать те глобальные противоречия общественного процесса, которые часто исчезали из эстетического горизонте тогдашних эпоса и лирики, потому что «как будто не успевали за ним»[3, 9]. Относительно украинской драматургии, то здесь существует так называемая проблема непережитості определенного художественного опыта. Проблема касается как жанрового измерения (отсутствие « полнокровной » трагедии), так и мировосприятия (драма абсурда).
В этом контексте попытки современных украинских драматургов демонтировать избитые схемы кажутся интересными для сравнительно-типологического анализа. Для сопоставлений мы выбрали два текста: французский абсурдную «моноп'єсу» Жана Кокто « Человеческий голос » [2, 143] и драму украинского писателя Александра Ирванца »Маленькая пьеса о предательстве для одной актрисы». На наш взгляд, в двух вышеупомянутых произведениях отчетливо очерчиваются такие бытийные парадигмы:
(1) расщепление человеческого «Я «; (2) экзистенция женского опыта в мире «кривых зеркал»; (3) невозможность достижения полноты самотождественности.
В основе обеих пьес - философия разрушенного любви, которая имеет множественные измерения. Героиня Кокто оказывается в ситуации полного жизненного краха после разлуки с любимым мужем. Этот крах примечателен потерей жизненных ориентиров, параличом воли и наднапруженням физических и духовных сил. Женщина с «Человеческого голоса « в финале становится жертвой страсти, одержимости определенным чувством. Красная палитра выполняет катарсисну функцию [2, 143].
Героиня пьесы А. Ирванца - Она, имитируя обиженную, в финале обнаруживает свою скрытую сущность - хищника и »преследователя». Такое взаємонакладання ролей приводит к тому, что маска и истинное лицо становятся неразделимыми. Если у Кокто проблема подлинности приобретает полноту в измерениях смерти, то в пьесе Ирванца - до определенной степени присутствует вызов смерти, по каким - самые тайные шифры потери самотождественности.
Временные измерения обеих пьес иллюстрируют различие путей в решении художественной концепции. В драме украинского писателя время предстает как период трансформации, политических изломов конца 80 - начала 90х гг. с проекцией на массовые студенческие демонстрации. Волею обстоятельств влюбленные оказываются по разные стороны баррикад. Понятие баррикады, кроме общественной [1, 38], трактуется и как личное предательство. Испытывая физической травмы, Она переживает и сложные психические деформации, в результате которых начинает жить по двойным стандартам. Это приводит к тому, что героиня в конце оказывается на службе сил, против которых восстала. И эта взаємооберненість ценностей в определенной мере реализуется и в замкнутом время-пространстве [1, 35]. Непережитий опыт брака, нерожденный ребенок пробуждают в Ней женщину-воина, женщину-мстителя. Прощание с незреалізованою буттєвою нишей любимой, жены, матери происходит в форме воображаемого брака-карнавала на пепелище утраченных иллюзий [1, 37].
Таким образом, эстетические поиски обоих авторов оприявлюють проблему расщепления личности на физическом и духовном уровнях. Предпосылкой этого расщепления является отказ от собственной сущности, которая приобретает онтологического измерения. Если Ирванец ситуацию измены проектирует в социально-политическую плоскость, то Кокто подчеркивает экзистенциальные акценты. Представляется, что для украинской драматургии периода трансформаций сочетания общественной и личностной модели является перспективным ввиду на поиски новых эстетических доминант.
Ирванец О. Маленькая пьеса о предательстве для одной актрисы // Погорина. Литературно-художественный альманах.- Ровно: Азалия, 1994.- C. 35-39.
Кокто Ж. Человеческий голос // Французская пьеса XX вв. Театральный авангард.- К.: Основы, 1993.- C. 143-151.
Скуратовский В. Французская драма в нашей жизни // Французская пьеса XX вв. Театральный авангард.- К.: Основы, 1993.- С. 5-15.
|
|