Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Майк Йогансен
Театр и кино в творчестве Майка Йогансена



Майка Йогансена недаром считают найграйливішим писателем своей эпохи. Человек всесторонне одаренный, он успел оставить заметный след не только в литературе, но и поработать для театра, кино. В конце концов, даже в поэзии и прозе он сумел создать такой себе teatrum mundum - театрализованный мир.

Заинтересованность театром проглядывает уже в коротенькой рецензии на лекцию П.Н.Євреїнова "Театрализация жизни", прочитанной 8 мая 1924 г. в Харькове [див.6;с.4]. Хотя Иогансен критикует основные положения лектора, обвиняя его в идеализме и плутанні причин и последствий, именно этот принцип театрализации он использует позже в собственном творчестве.

Сотрудничество Йогансена с деятелями театра началась еще в 1925 г., когда под псевдонимом В.Вецеліуса получается его авантюрный роман "Приключения Мак-Лейстона, Гарри Руперта и других". Рецензенты единодушно отмечали удачный монтаж текста и иллюстраций, которые выполнил главный художник театра "Березиль" Вадим Меллер. Дальнейшая театральная судьба" Йогансена прослеживается на фоне творческого сотрудничества "Березоля" и ВАПЛИТЕ. Иосиф Гирняк в своих воспоминаниях приводит интересный факт: "Ваплите обязала всех своих членов к самому тесному сотрудничеству с "Березолем". Кроме Кулиша, это сотрудничество начали мужем литераторы из Ваплите: Николай Хвылевой, Михаил Яловой, Майк Йогансен, Иван Днепровский и Остап Вишня. ...все комедийные и сатирические ревії-обзоры в театре "Березиль" не обходились без внимания и таланта этих писателей" [цит. по: 5; с.111]. В 1927 г. "Березиль" организовал праздничное представление к 10-летию Октября "Октябрьский обзор". Для драматической композиции по сценарию Л.Курбаса и на его конкретный заказ писали М.Йогансен, Н.кулиш, Ю.Смолич и др. Очень метко охарактеризовал эту сотрудничестве М.Лабінський: "Писатели "переплавили" себя Леся Курбаса и "Березілля", создав выразительные драматические миниатюры" [4; с.7]. Это был не просто монтаж произведений отдельных авторов, это было творчество, подчинена концепции театральности, которую воплощал в своих постановках л. курбас. Стоит вспомнить слова самого режиссера: "Пьесы, либретто или сценарии должны быть написаны снова людьми театра, людьми, которые чувствуют мир в его, театра, средствах, как художник чувствует и творит в линиях и красках, поэт - в образах и игре слов" [3; с. 210]. Майк Йогансен умел воспринимать мир по-разному: и как поэт, и как человек театра. Свидетельство тому - созданные им специально для "Березоля" либретто оперетты "Микадо" (в соавторстве с Остапом Вишней) и текст комедийно-сатирического ревю "Алло, на волне 477!".

На это же время приходится и желание Йогансена попробовать себя в кино. Вместе с Юртиком (псевдоним Ю.тютюнныка) он написал для Александра Довженко сценарий "Звенигоры". Сам он комментировал эту попытку так: "Писатель, если он писатель, должен в своем деле уметь все. Надо написать стих - и он зримує, необходима пьеса для театра - и он напишет, повесть - также сделает. Сценария я еще не нюхал. Это мой первый сценарий" [цит. по: 7; с.173]. Из-за несогласия с режиссером оба авторы сценария сняли свои имена с титров, но "кинопробы" Йогансен не прекратил. В его "Автобиографии" есть упоминание об написанный им сценарий "Марево земли" [см. 1; с.175].

В прозе и поэзии М.Йогансена чрезвычайное значение имеет монтаж и фактура материала, что из него он создает определенный образ, особенно проза насквозь пронизана театральностью, что обуславливает определенную долю эксцентрики и эпатажа. Это лучше всего иллюстрирует его повесть "Путешествие ученого доктора Леонардо..." (1930), где Иогансен прямо обращается к театральной традиции и даже не скрывает этого. В Послесловии он откровенно признается, что его герои - это куклы из декоративного картона, которых он на протяжении целой книги дергал за провода, заставляя их двигаться [см. 2; с.168]. Итак, перед читателем обычный вертеп, его нижний этаж, где куклы разыгрывают забавные ситуации из реальной жизни. Здесь весь арсенал вертепа: парадоксы, непристойности, пародии. Эта же барочная традиция прослеживается и в інтермедіях "Литературной ярмарки", в котором Иогансен активно сотрудничал.

Даже такого беглого обзора достаточно, чтобы засвидетельствовать несомненную присутствие театра и кино в творчестве М.Йогансена. Следует отметить, что освоение театрального поприща и кино было вообще характерно для писателей 20-30-х годов (Л.Скрипник, Г.Шкурупій и др.).

Иогансен М. Автобиография // Иогансен М. Стихи.- К.: Советский писатель, 1989.- С. 172-175.

Иогансен М. Путешествие ученого доктора Леонардо и его будущей любовницы прекрасной Альчести в Слобожанскую Швайцарію.- Х.: Движение, б.р.

Курбас Л. Театральный письмо // Курбас Л. Березиль. Из творческого наследия.- К.: Днепр, 1988.- С. 202-210.

Лабинский М. Предисловие к публикации "Октябрьского обзора" Л.Курбаса // Киев.- 1987.- №11.- С. 7-8.

Лавриненко Ю. Сруб и парости // Современность.- 1971.

?????М. Театрализация жизни. (Лекция Евреинова) // Литература. Наука. Искусство.- 1924.- №18.- 11 мая.

Мар'ямов О. В поединке с Довженко // Березиль.- 1996.- №1-2.- С. 170-175.