Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Мириам-мать, Мириам-любимая, Мириам-дочь - силуэты героини "Одержимой" Леси Украинки



Леся Украинка в своей драматической поэме "Одержимая" использует библейскую историю, обращается к событиям далекого прошлого. По мнению В.Агеєвої, автор "имитируя голос представительницы патриархальной восточной культуры, голос, скажем, одной из библейских героинь, поэтизирует как раз ту традиционную женственность" [1; с.97], которая не свойственна современным героиням

Таким образом, конфликт между Мессией и Мириам можно рассматривать как противостояние мужского и женского и, одновременно, как противостояние двух индивидуальностей.

Мириам, идеализируя Мессию, одновременно и принужує себя (в отношении него), и возвышает свое "Я", потому что чувствует свою связь с идеалом, абсолютом, богом.

Разница между Мириам и Мессией - это разница в мироощущении. Мир Мириам ограничен. Фактически, его составляют двое: она и Мессия. Присутствие других людей является только лишним для Мириам.

Если рассматривать имя Мириам как один из вариантов имени Мария и учесть III часть произведения, в которой Мириам стоит под крестом с распятым Мессией (на этом месте должна стоять Божья Матерь), то можно охарактеризовать отношения между Мириам и Мессией, как взаимоотношения матери и сына.

Ю.Крітева, опираясь на утверждение К.Юнга, пишет, что под именем Девы Марии в христианстве прячется "целостность, созданная с женщины и Бога" [4; с.501]. То есть, Мария, как мать своего сына, в то же время, его дочерью и его женой.

Таким образом, образ Stabat Mater будет рассматриваться как одно из воплощений образа Мириам (два другие - Мириам - влюблена и Мириам - дочь).

Образ Мириам схож с фольклорным образом Божьей Матери. М.грушевский, исследуя устное творчество ХІІІ - ХVII веков, вспоминает о теме Stabat Mater и приводит образцы фольклорных текстов, в которых эта тема встречается (некоторые из них были записаны на Волыни). В этих текстах описывается страдания Христа сожалению Божьей Матери. М.грушевский вспоминает фольклорный текст [3; с.176], в котором сказано, что Божия Матерь не поверила в воскресение Креста. Так же, и Мириам не верит в возможность воскресения. Для Мириам - матери жизни Мессии важнее за что в мире. Она предпочитает скорее принести себя в жертву, но спасти Мессию. Поступками Мириам - матери руководит инстинкт сохранения рода и самосохранения.

Мариам, которая влюблена, лучше всего проявляет себя в начале произведения. Она видит одиночество Мессии и считает его глубоко несчастным. Есть ли кто-то, кто может его спасти? Ответ приходит в форме вопроса: Чего же это я вслед за ним брожу? [5; с. 359]. Идея - фикс Мириам - влюбленной - принести Мессии личное счастье. В этом Мириам видит оправдание своего существования. Влюбленная женщина отчуждается в объект своей любви, для нее не существует ничего, кроме любимого. Но, принося себя в жертву мужчине, Мириам думает, что может требовать и не считается с мнением Мессии.

Мириам постоянно говорит про свою инаковость. Она не такая, как друзья Мессии, как его враги. Она - другая. Одиночество - это единственное, что связывает ее с Мессией.

Для Мириам - дочери Мессия - самый большой авторитет. Его именем она требует, наказывает и проклинает. Но не понимает его и боится. Ребенок, которая не потерпела родительской любви, считает себя виновной в этом. Мессия для нее - идеал человека. Она с увлечением следит за ним. Но боится привлечь к себе внимание, боится его гнева. Поэтому, Мириам пугается, когда Мессия подходит к ней. Мириам - дочь делит мир на "хороших" и "плохих", она не понимает, как можно любить врагов. Услышав от Мессии: "Какое тебе до меня дело, женщина?" [5; с. 370], - она впадает в отчаяние. С этого времени Мириам считает себя проклятой, униженной.

Люди, приняв жертву крови, предали Мессию - мужчины. Только Мириам отказалась от спасения ценой крови Мессии. Она не изменила ему. Это дает ей возможность достичь желаемой цели, принести себя в жертву любимому человеку.

Агеева В. Поэтесса излома веков. Творчество Леси Украинки в постмодерной интерпретации: Монография.- К.: Лыбидь, 1999.- 264 с.

Бовуар С. де. Второй пол: В 2-х томах.- К.: 1994.

Грушевский М. Устное творчество поздних княжеских и переходных возрастов ХІІІ-ХVII ст. // Грушевский М. История украинской литературы.- К.: Лыбидь, 1992.- Т. IV.- Кн. 2.

Крістева Ю. Stabat Mater // Слово, Знак, Дискурс. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века.- Львов, 1994.

Украинка Леся. Одержимая // Леся Украинка. Произведения: в 2-х томах.- Т. 1.- К.: Наукова думка, 1986.- С. 368-388.

Юнг К. Г. Понятие коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее.- М.: Мартис, 1995.- С. 71-79.