Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Принцип забытой тени в творчестве Леси Украинки



Леся Украинка, как представитель модернизма была заинтересована феминистическим движением. Отсюда образы женщин - емансипаток, оппозиция женского и мужского, женского и патриархального в ее творчестве. После анализа тезисы Соломии Павлычко [2;73-74], по словам о сильной женщине почему-то видятся фигуры и слышатся имена Любви из «Голубой розы», донны Анны, Грешнице, Жанны д'арк. А только категория сильных и победителей интересная Лесе Украинке? Или волнуют ее другие характеристики? Эти вопросы ставим перед собой, работая над данной темой.

С.Павличко приводит перечень интересных для поэтессы «женских трагедий» [2; 74], однако в нем не названо ситуации «забытой тени», а эта «тень» появляется во многих произведениях. Остановимся на четырех из них, которые можно выделить благодаря их появлению. Это «Айша и Мохаммед», «Изольда Білорука», «Забытая тень», «Каменный хозяин». В каждом из них главными героинями являются женщины, они в центре внимания. Появление в этом списке «Каменного хозяина», который несколько выходит за рамки такого отбора, оправдаем словам самого автора [6, с. 400]. Во всех произведениях примечательным является то, что «забытая тень» появляется в одинаковой ситуации любовного треугольника. Обігруюючи эту тему, Леся Украинка интересно варьирует ее благодаря особенностям характеров. Оказываясь в ситуации «забытости», каждая из женщин действует какой-то степени по-другому, а какой - то-одинаково. В зависимости от действенности персонажей и ее результатов, мы можем рассмотреть их (героинь), анализируя наличие или отсутствие в них ряда характеристик. Рассмотрим их:

- Жертвенность героинь. На первый взгляд, жертвами являются все, но несмотря на непокорность и борьбу Изольды Білорукої и Айши, которая проявляется в поисках выхода из «забытости» путем физического уподобление, можно говорить о недовольстве ролью жертвы. Очевидно, они себя жертвами не мыслят, поэтому появляется момент борьбы. Со стороны жены Данте и Долорес полная покорность, что дает основание говорить о жертве, принесенной ими. Но логичный вопрос: а не является ли эта покорность, даже отвержение, своеобразной формой возвышения, то есть своеобразной формой борьбы?

- Победители или побежденные. Если мы предполагаем, что все героини находятся в состоянии борьбы со своим статусом «забытой тени», то должны очертить и результаты этой борьбы. В случае каждой женщины это победа. Она разная, потому что разные методы ее достижения. Для Изольды это лишь одно мгновение триумфа со словами: «...его покроет черная коса». Для Долорес это момент подарка Дону Жуану титула, ведь отныне - он вечный его должник, а долг віддватиме своей памятью. Айша празднует победную минуту, когда слышит, что пророк полюбил ее еще при жизни Хадидже. И только жена Данте побеждает всю жизнь, каждый раз, когда «...его рука, ища опоры, опиралась на ее плечо, сказала». Итак, для «забытой тени» победа - это лишь короткий момент признания мужем ее простого присутствия в его жизни.

- Саможертовність или принесение в жертву. Этот вопрос можно решить двояким прочтением самого словосочетания «забытая тень», несмотря на семантику каждого слова отдельно и акцентуацию на одно из них. Делая акцент на слове «забыта», говорим о жертве, принесенной кем-то, если основная смысловая нагрузка на слове «тень», то имеем дело с саможертовністю.

- «Забытая тень» учитывая круг персонажей, в котором она появляется. Это любовный треугольник, где человек оказывается личностью незаурядной. Это гениальный поэт Данте, великий пророк Мохамед, неперевершенені любовник и обольститель Дон Жуан, славный рыцарь Тристан. Такая закономерность не может быть случайной. Вероятно, именно эта незаурядность мужчин - персонажей и требует существования женщины мечты и земной женщины. Как без первого, так и без второй они, очевидно, не могут состояться как исключительные.

Эти пункты являются путями к выводу, что Лесю Украинку интересует женский характер, как проявление его в отношениях с мужем в определенных ситуациях. С другой стороны, поэтесса рассматривает женщину как причину и условие мужской исключительности, этим фактом мы выходим на заинтересованность характером мужчины. А вообще факт варьирования оригинальный как таковой.

Агеева В. Поэтесса излома веков. Творчество Леси Украинки в постмодерной интерпретации: Монография.- К.: Лыбидь, 1999.- 264 с.

Павлычко С. Дискурс модернизма в украинской литературе: Монография / 2-е изд., переработанное и дополненное.- К.: Лыбидь.

Полищук Я. Мифологический горизонт украинского модернизма. Литературоведческие студии.- Ивано-Франковск: Лилея НВ, 1998.- 296 с.

Скупейко Л. Леся Украинка и феминизм: (нефеміністичний взгляд) // Слово и Время.- 1999.- №8.- С. 43-48.

Украинка Леся. Собрание сочинений: В 12 томах.- К., 1997.