Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА АНТЕЯ В ДРАМЕ ЛЕСИ УКРАИНКИ "ОРГИЯ"



Украинская литература является органической частью мирового литературного процесса, не обходила своим вниманием сокровищ античной литературы, обсуждала, осмысливала и интерпретировала жизненный и художественный опыт, воспринимая сюжетно-образный материал и придавая ему новую "жизнь", идейно-эстетического содержания.

Особую роль в привлечении отечественной литературы к достижениям мирового искусства сыграло творчество Леси Украинки, которая в своих художественных поисках проявляла чрезвычайную творческую самостоятельность. Она смело использовала так называемые "вечные" темы, сюжеты, образы с целью привести читателя или зрителя до широких выводов и обобщений, основанных на глубоком понимании достижений и ошибок человечества на протяжении многовековой истории. Однако, чтобы объективно определить отношение Леси Украинки к мифу, необходимо осознать, по мнению С.Козака [3,с.139], что для поэтессы это не просто заманчивые темы, а и соответствия духовных переживаний. Определяющим стало ее умение видеть те общечеловеческие идеалы и ценности, которые объединяют человечество в течение тысячелетий, в то же время образно воплощая собственные философские, общественно-политические и эстетические взгляды.

Оригинальную интерпретацию мифологических образов представлены в драмах Леси Украинки "Кассандра", "Оргия", "Орфеєве чудо", где расширен их семантический и морально-психологическое содержание.

Основой для создания драмы "Оргия" известной поэтессе послужил миф о великана Антея, который за протосюжетом вызвал на поединок чужеземцев, которые приходили на родные земли и таким образом уничтожал их. Он был непобедимым, поскольку обновлял силы, коснувшись земли. Но убить Антея удалось Гераклу, который лишил противника питательного источника.

События в драме "Оргия" происходят в богатом городе Коринфе времен завоевания и подчинения Греции Римом. Римские захватчики мечтали не только использовать материальные блага покоренного государства, но и заставить ее культуру и искусство служить интересам завоевателей. Леся Украинка глубоко проникла в сущность культурных и идеологических процессов, связанных со столкновением победителей и побежденных. Ее Антей - высокоодаренный художник, талантливый певец и поэт, преданный служитель высокого искусства и родной Эллады, для которого продать собственное произведение за деньги или славу - то же самое, что продать душу. Он остается одиноким, его не понимают. Но настоящий талант никогда не станет паясничать и не сможет предать, для него не существует компромиссов, уступок.

Сохранив мифологическое имя, автор указывает на неразрывную связь современного с прошлым, бессмертие гуманистических ценностей, ярко демонстрирует наслоение культурных пластов. Таким образом традиционный и новый смысл художественного образа выступают как целое. Мифологический Антей погиб из-за того, что потерял связь с землей. Герой Леси Украинки, не имея физической возможности противостоять римскому загарбництву, бросает вызов ценой собственной жизни и любимой Неріси, спасаясь таким образом от позора. Поэтесса воспевает духовную силу Антея, выступает против ничтожности и рабской покорности ради личного благополучия.

Грейвс Р. Мифы древней Греции.- М.: Высш. шк., 1992.- 619 с.

Лосев А. История античной эстетики.- М.: Высш. шк., 1963.- С. 3-33.

Козак С. Неоромантична концепция слова Леси Украинки // Современность.- 1993.- №2.- С. 138-144.

Турган О. Украинская литература к. ХІХ-нач. ХХ в. и античность.- К., 1995.- С. 117-133.

Украинка Леся. Произведения в 5-ти т.- Т.3.- К., 1952.- С.414-469.