Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЮДМИЛЫ СТАРИЦКОЙ-ЧЕРНЯХОВСКОЙ



Среди тех имен, которые возвращаются к нам из забвения,- необычное имя Людмилы Старицкой-Черняховской, дочери Михаила Старицкого, известной в свое время писательницы и общественно-культурного деятеля. Она потерпела нелегкой судьбы и при царизме, особенно же - за годы большевистского тоталитарного режима, который преследовал ее, а в конце уничтожил.

"Четыре различные эпохи в истории Украины было суждено пережить писательницы,- пишет Юрий Хорунжий во вступительной статье к собрание сочинений Л. Старицкой-Черняхівської.Часи имперской реакции относительно украинства по Эмском актовые 1876 года, когда не только слово, но и правописание украинский был нарушен; девятилітню отдушину 1905-1914 годов с подъемом как художественной литературы, так и публицистики, появление газет и журналов удельной языке,- и снова запрета в связи началом Первой світовоївійни; период наивысшего взлета национального духа за УНР и еще десять лет относительной свободы в творчестве, фундуючий процесс украинизации, что его должны были терпеть большевики; и четвертую - самую страшную, найнелюдськішу эпоху 30-начале 40-х годов ХХ века, когда Сталин с приспешниками принялись формировать "единый советский народ", который должен потом и кровью удовлетворить гегемоністичні аппетиты кремлевских идеологов мировой революции".[4, c.5].

Творчество Л. Старицкой-Черняховской в прошлом объективно не могла быть оценена. За большевиков ее обвиняли в национализме, так сомо, как при царизме - в сепаратизме, украинофильстве.

Людмила Старицкая-Черняховская принадлежала к той лиги украинской интеллигенции, которая воспитывалась в духе национального сознания, а впоследствии, в начале века, подхватила далее эстафету борьбы за всестороннее развитие Украины. Трагически сложилась судьба этих людей...

Человек большой культуры Л. Старицкая выступала как прозаик, драматург, переводчик, критик, мемуарист. Первые произведения в детстве Людмила писала под влиянием отца-драматурга и окружающей театральной атмосферы. Эти пьесы сестры Старицькиі выставляли на домашней сцене. Большое влияние на формирование Людмилы Старицкой мало знакомство, дружба и сотрудничество М.П. Старицкого с такими корифеями театра, как Марко Кропивницкий, Николай Садовский, Мария Заньковецкая, Иван Карпенко-Карый, Панас Саксаганский. Она писала:"Перед молодым украинским драматургом, как перед баячним царевичем, протянулись теперь три пути: символическая драма, драма настроения и драма социальная. Каждый из тех путей грозит какой-нибудь опасностью, а вместе с тем и манит своей личной красотой."[3, c.725]

Как драматург, она настойчиво искала свой художественный путь, анализируя новые стилевые течения в тогдашней драматургии, пробовала творить в той или или иной художественной манере, имея целью обогатить украинскую сцену. И до 1918 года ее неординарные пьесы "Сапфо", "Гетман Дорошенко","Крылья" принадлежали к найолюбленіших публикою спектаклей. Именно она основала в Украине "семейную драму" ("Крылья"), историческую хронику ("Аппий Клавдий"), фантастическую драму ("Ноктурно") и другие произведения, новые по структуре и жанру. И в 20-х годах успех пьес Л. Старицкой-Черняховской был значительным, их показувалі не только профессиональные коллективы, но и солдатские передвижные театры, агітколективи, переводили русском, польском, болгарском и греческом. А после пресловутого "процесса СВУ" на протяжении пятидесяти лет имя Л. Старицкой-Черняховской было полностью вычеркнуто из нашей истории.[1,c.30].

Драматическое творчество Л. Старицкой-Черняховской, видимо, была самой важной в ее художественной деятельности. Свидетельствует об этом и целый ряд его критических статей, посвященных театру, многочисленные воспоминания и теоретические труды, без которых и сейчас не обойтись исследователям сцены конца прошлого и первых десятилетий ХХ века.

"Цькована, гонимая, упосліджена и, в конце концов, физически уничтожена, писательница в жизни была личностью, а тем более в творчестве" [4, c. 27].

Барабан Л. Людмила Старицкая-Черняховская // Слово и время.- 1992.- №9.- С. 29-34.

Мовчан Г. Автобиография Л.Старицької-Черняховской (Из архива М. Плевака) // Слово и время.- 1997.- №2.- С. 32-34.

Старицкая-Черняховская Л. М. Драматические произведения. Проза. Поэзия. Мемуары.- К.: Наукова думка, 2000.- 848 с.

Хорунжий Ю. Вступительная статья к сочинениям Л.Старицької-Черняховской.- К.: Наукова думка, 2000.- С.5-27.