Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГНАТ ХОТКЕВИЧ
Осмысление образа Б. Хмельницкого в драме Г. Хоткевича "Переяслав"



Затаить произведение, кричит... Задушить строки, пылающие... Это был еще не самый страшный приговор, что ждал драму Г. Хоткевича "Переяслав"(часть трилогии "Богдан Хмельницкий" - 1929). Впереди - долгие годы небытия, подкрепленные запуганным молчанием или же скупыми отзывами критиков о неверной трактовки истории. Хотя на самом деле - это проявление страстного патріатизму, что пульсировал нервным ритмом на каждой странице, в каждом слове слишком "националистической" драмы.

Особенно четко это проявилось в обрисовке главного героя произведения - гетмана Украины Богдана Хмельницкого. Образ, сразу скажем, получился неординарный, даже шокирующий...в Течение десятилетий нас призвичаювали до аксиомы относительно Богдана как символа единства двух братских народов. Поэтому нужна была настоящая смелость, чтобы сломать стереотипы, оттолкнуться от господствующей идеологии и подать свое, совсем не похожее на предыдущие, видение гетьмана.Тимпаче произведение писалось в страшные времена сталинского террора!

Писатель не пошел на компромисс с совестью, отказался от слепых,а порой и неуместных диферамбів, а потому и вышел Богдан Хмельницкий не иконой, а обычным человеком, что имела право на человеческие сомнения, ошибки.

Яркой иллюстрацией тому была соединение с Москвой, знаменательное Переяславская рада. Именно через это историческое событие Г. Хоткевич выдвинул один из важнейших вопросов - проблему взаимодействия личного и общественного, что постепенно приобретает романтического оттенка и "трансформируется в антиномию человек и народ, человек и история" [64c.,1]. При этом писатель вывел главную противоречивость и даже парадоксальность фигуры Богдана. Гетман - это и разбушевавшаяся энергия всей Украины, и в то же время - бесконечно одинокий, "уставший" [396c.,3], "осунений" [365c.,3] человек, что со временем становится похож на беспомощную ребенка. Эти различия, противопоставления силы и слабости, словно разноцветные камешки сложной мозаики слились в целостный образ, дали возможность увидеть не только внешние, но и внутренние причины неоднозначного поведения Богдана.

Объяснение этому было простым и логичным. Даже гетману нужно было время, чтобы освободиться от рабской идеологии,осознать значение для каждой нации свободной суверенного государства. Но времени не хватало: история требовала быстрых решений, а все, что делается наспех, получается не очень удачным. Таким оказалось и Московское подданство. Еще накануне этого воссоединения гетман интуитивно чувствовал неладное. Сколько сомнений вперемешку с душевными муками отразилось в его обращении к охраннику вніч перед Переяславской радой (автор использовал условный прием [106c., 2]): "Завтра... произойдет что-то страшное... Гетман Богдан Хмельницкий будет продавать Украину!" [370c., 3]. Еще больше усиливается предчувствие трагического после разговора с кальницким полковником И. Богуном, который умоляет одуматься: " Почему не веришь в свою силу и силу своего народа?" [377c., 3], "Кому хочешь, только не Москве", "...ты - враг Украины, тянешь ее в бездну" [380c., 3]. Единственный аргумент, который выдвигает на это Хмельницкий - надежду на временный союз. Хотя уже на Переяславской раде Богдан почувствовал ненависть москалей к всему украинскому. Боль охватила сердце. Уставшая душа не выдержала надругательства: "гетман рыдает, закрыв лицо руками" [391c., 3]. И эти слезы - плач всей Украины, что слишком быстро почувствовала на себе предательскую политику своего"старшего брата". Сам же Хмельницькиий, будучи уже пожилым человеком, так и не смог пережить бесчестье, преодолеть страшный психический надлом. Драма заканчивается смертью гетмана; с потерей этого "великого человека" [60c., 4] постепенно угасает тот огонек надежды на национальное самосознание украинского народа, что мерцал во время гетманства Б. Хмельницкого. Хотя, как рассуждает Г. Хоткевич, еще не конец. Еще поднимется народ, розкує кандалы и скажет на весь мир: Мы - Украинцы! Мы - Нация! Пусть живет свободная Украина!

Ивашкин В. Д. Украинская романтическая драма 30-80 годов XIX века.- К.: Наук. думка, 1990.- 142 с.

Приходько И. Ф. Украинские классики без фальсификации.- Х.: Мир детства, 1997.- 111 с.

Хоткевич Г. М. Переяслав.- Х.: Движение, 1929.- С. 307-438.

Хоткевич Г. М. Два гетмана.- К.: Днепр, 1991.- 106 с.