Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОБРАЗ ПРАВОСЛАНИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ



Творческое достояние низших слоев украинского общества неоднократно привлекалось исследователями для более детальной реконструкции мировоззрения украинского народа, ибо оно является определенной его реакцией на текущие события.

Сегодня, когда еще не окончательно произошло осознание обществом многих проблем украинской церковной истории, уместным является изучение фольклорных материалов, отражающих те отношения, которые существовали между прихожанами и их священноцерковнослужителями.

Многочисленные архивные документы указывают на очень сложный характер этих отношений, на основании чего некоторые советские исследователи пытались доказать существование среди крестьянства мощного атеистического движения.

В советское время появились несколько исследований по церковной истории, основывались исключительно на фольклорных источниках, однако их авторы довольно субъективно делали анализ фольклорного материала [1].

Проведенные в конце XIX века. В.Івановим, М.Сумцовим в восточных регионах Украины комплексный сбор среди местного сельского населения песен, пословиц, поговорок и т.п., которые использовались им на то время, может выступить подходящим источником для анализа отношение верующих к православным священнослужителям во второй половине XIX в. на Слободской Украине.

Поверхностный обзор фольклорных источников свидетельствует, что религиозная тематика среди них является достаточно распространенной, однако упоминания о священнослужителей встречаются довольно часто. Общий анализ представленных материалов указывает на то, что крестьяне отличали религиозную жизнь, которому уделялось гораздо больше внимания, от церковного, то есть земного.

Согласно этому, верующие отличали образ священника, как лица, осуществляющего священницьку службу, от образа священника, как простого человека, которому присущи все черты земного бытия. Источники свидетельствуют, что верующие очень уважительно относились к священницьких обязанностей своих пастырей.

Однако, в основе отношений священнослужителей и их верующих преимущественно лежали личные проблемы, невирішенність которых привела к формированию в сознании крестьян, определенного стереотипа. Образ священника сразу воспринимался негативно и применялся даже для проклинань, «Чтобы тебе поп приснился» [2, с.199]. Лишь в процессе дальнейшего знакомства с личностью священника верующие делали адекватные выводы: «Поносят попа, а поп как ягода» [3, с.371].

Одновременно с образом священника, который в фольклоре преимущественно называется попом, иногда можно встретить и другой церковной персонажа - «д'яка»: «Дьяк тянет за хвост славу Божью», «Уроди, Боже, с сивка три мешка: мерку попу, коробочку дьяку, а ковшик петухові... » [3, с. 271]. Приведенные поговорки указывают на существование более привилегированного положения священника в церковной иерархии.

Главной обязанностью священницької службы верующие видели исполнение молитв («Кто чем себе дба: купец - торгом, поп - горлом, а мужик горбом») и распространение христианской веры. Именно поэтому происхождение священников вели от Ахвета (Иафета), второго сына Ноя [4, с.144]: «Мещане вот Сима, мужики от Хама, попы от Ахвета» - говорится в одной из поговорок [3, с. 376]..

Итак, проанализированы фольклорные материалы содержат тот образ священнослужителя, который царил в крестьянской сознания Слобожанщине в конце XIX в. и указывают на достаточно сложные отношения между верующими и священниками.

Антырэлігійныя казкі, частушкі, приказкі. Фальклорни зборнік.- Б.м., 1961.

Сумцов М. Пожелания и проклятия // Сборник Харьковского историко-филологического общества.-1897.- Т. 9.

Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии.- Х., 1898.- Т. 1.

Опыт библейского словаря собственных имен.- СПб., 1881.- Т. 2.